Депутат-единоросс Михаил Коломыцев предложил привлекать к уголовной ответственности за несанкционированные врезки в трубопроводы

5 июля 2017

   Его инициативу, подготовленную совместно с ООО «Транснефть-Балтика», 4 июля поддержали две постоянные комиссии парламента Ленобласти - по ЖКХ и ТЭК и профильная по законности и правопорядку. Законопроект предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс РФ.

   С информацией о необходимости принятия этого документа выступил заместитель директора департамента безопасности ПАО «Транснефть» Виталий Комлев. Он отметил негативную тенденцию к росту количества преступлений, связанных с хищением нефтепродуктов, и подчеркнул, что это касается не только их компании, но и других - например, Лукойла и Роснефти. Причем, преступление имеет коррупционный характер. Для этого есть специалисты, которые осуществляют несанкционированные врезки, а продажа похищенных нефтепродуктов, в основном дизельного топлива, осуществляется, что называется, «с колес», через пункты сбыта (нелегальные подвижные и стационарные автозаправочные станции). Так, по данных правоохранительных органов, в Ленобласти действует более 200 нелегальных автозаправок. Некоторые из них представляют собой цистерны, при эксплуатации которых не соблюдаются меры противопожарной безопасности. Теневой оборот незаконной реализации топлива оценивается в 1 млрд рублей ежегодно. Налоговые платежи, естественно, в федеральный бюджет не поступают.

   Большая опасность несанкционированных врезок заключается в том, что они совершаются под давлением, что может привести к авариям и взрывам, а они, в свою очередь, - к гибели людей и ухудшению экологической ситуации. Кроме того, эксплуатация трубопровода с такой врезкой невозможна и требует ремонтно-восстановительных работ с приостановкой производственного процесса.

   При этом анализ судебных решений по уголовным делам о хищении нефтепродуктов показывает, что в абсолютном большинстве случаев такие дела возбуждаются по ст.158 УК РФ  в совокупном применении с частью 3 ст.30 УК РФ «Покушение на преступление», что не позволяет правоохранительным органам квалифицировать совершенное хищение в качестве оконченного преступления. Отсюда - минимальный срок наказания.  Так, в Ленобласти за три года возбуждено 208 уголовных дел, из которых 45 - как покушение на преступление, а не сам его факт. Как отметил один из представителей компании, «жулики просто хлопают в ладоши»: они готовы продать украденный нефтепродукт условно на 500 тыс рублей, потому что получат при этом только условный срок и штраф в размере 100 тыс рублей. Причинами такого незначительного наказания является несовершенство уголовного законодательства, считают разработчики.

   Другой проблемой, с которой сталкиваются правоохранительные органы и суды, является невозможность применения к нарушителям соразмерного уголовного наказания, а зачастую и привлечения к уголовной ответственности, поскольку для этого, согласно законодательству, нефтепровод, нефтепродуктопровод, а также газопровод, в результате несанкционированной врезки должны быть разрушены, повреждены или приведены иным способом в негодное для эксплуатации состояние. Однако, как правило, сами по себе врезки в целом не приводят трубопроводы в такое состояние, но для его восстановления требуются время и финансовые затраты. За период с января 2014-го по октябрь 2016 год компанией обнаружено 29 несанкционированных врезок с выходом нефтепродукта. На проведение восстановительных работ она потратила более 90 млн рублей.

    В целях усиления защищенности трубопроводов от врезок, разработчики предложили ввести в ст.215.3 УК РФ отдельный состав преступления - «Несанкционированная врезка в нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы и установить правило об оконченности кражи. Это позволит привлекать виновных к уголовной ответственности. В качестве наказания предлагается установить штраф в размере от 400 тыс до 800 тыс рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок. Если же незаконные врезки повлекли за собой по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, то предлагаются в качестве наказания принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 8 лет.

   При обсуждении инициативы депутаты задали вопросы и высказали свои замечания. Так,  Александр Верниковский («Единая Россия») поинтересовался, как Транснефть-Балтика выявляет незаконные врезки. Прозвучал ответ, что в компании существует система обнаружения утечек, проводится диагностика трубопроводов, есть группы специалистов, которые контролируют этот процесс. Лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев и депутат-единоросс Андрей Шаронов высказали сомнения по поводу изменений в УК РФ, касающихся состава преступления.

    Парламентарий Саяд Алиев («Единая Россия»), который возглавляет областной водоканал, высказал мнение о необходимости привлечения к уголовной ответственности и за незаконную врезку в водопроводы. Он в пример привел город Волхов, где в результате таких несанкционированных, а по сути - преступных, действий в водопроводной системе потеря воды достигает 60%.

   По результатам дискуссии обе постоянные комиссии в целом высказались в поддержку законопроекта. Профильная постоянная комиссия по законности и правопорядку под председательством Олега Петрова (лидера фракции «Единая Россия») в целях дальнейшей подготовки полноценной законодательной инициативы решила направить документ в Верховный Суд и Правительство РФ для получения заключения.

    Михаил Коломыцев, комментируя инициативу, подчеркнул, что она возникла в результате совместного с ООО «Транснефть-Балтика» совещания, которое было проведено по данной проблеме еще в ноябре прошлого года. «На самом деле, - отмечает он, - для ее решения необходимо принимать целый комплекс мер, в частности, связанных с продажей украденного нефтепродукта. Но первым шагом стала подготовка законопроекта, который, во-первых, незаконные врезки предлагает сделать уголовно наказуемым преступлением. Во-вторых, увеличивает в данном случае меру ответственности, вплоть до лишения свободы».

 

Ольга Матвеева,

пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС77-73336 от 24 июля 2018
Учредитель: Администрация Кировского муниципального района Ленинградской области

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"

При использовании материалов сайта, ссылка на kirovsk-reg.ru обязательна

Администрация Кировского муниципального района Ленинградской области использует cookie (файлы сданными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"