23 мая 2019

О продаже детских товаров

Основными товарными сегментами детских товаров являются игрушки, одежда, обувь, товары для новорожденных, детское питание.

Один из трендов последнего времени, который не миновал рынок товаров для детей — развитие онлайн-торговли. Практически у всех сетевых магазинов детских товаров уже есть свой сайт. Интернет позволяет не только найти информацию о товарах, сравнить их, выбрать подходящий, но и не тратить время на походы в магазины. Эксперты отмечают, что основные достоинства онлайн-магазинов для покупателей детских товаров — удобство при сборе информации, поиске товара, экономия времени и денег.

Основные положения дистанционной торговли регулируется ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612.

В соответствии с п.8 Правил продажи товаров дистанционным способом продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее — договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

При покупке детских товаров любым способом следует иметь ввиду, что Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011 установлены требования к маркировке продукции.

Маркировка детской продукции должна содержать следующую информацию:

— наименование страны, где изготовлена продукция;

— наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, — дистрибьютора;

— наименование и вид (назначение) изделия;

— дата изготовления;

— единый знак обращения на рынке;

— срок службы продукции (при необходимости);

— гарантийный срок службы (при необходимости);

— товарный знак (при наличии).

Информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства — члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.

Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита.

Не допускается использование указаний «экологически чистая», «ортопедическая» и других аналогичных указаний без соответствующего подтверждения.

Изделия санитарно-гигиенические разового использования для ухода за детьми (многослойные изделия, содержащие гелеобразующие, влагопоглощающие материалы, заявленные изготовителем как предназначенные для детей) — должны иметь инструкцию, содержащую информацию с указанием назначения, размера, рекомендаций по правильному выбору вида и размера изделия, способов ухода за изделием и его утилизации (при необходимости).

Маркировка на молочные соски и соски-пустышки должна наноситься на закрытую упаковку и содержать гарантийный срок службы, инструкцию по использованию, хранению, гигиеническому уходу за изделием.

Маркировка посуды и изделий санитарно-гигиенических и галантерейных должна содержать обозначение материала, из которого изготовлено изделие, и инструкцию по эксплуатации и уходу. Изделия, по форме и виду аналогичные применяемым изделиям для пищевых продуктов, но не предназначенные для контакта с пищевыми продуктами, должны иметь маркировку «Для непищевых продуктов» или указание их конкретного назначения.

Маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий должна иметь информацию с указанием:

-вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и

химического сырья в материале верха и подкладке изделия (отклонения

фактических значений процентного содержания сырья не должно превышать

5 процентов), а также вида меха и вида его обработки (крашеный или некрашеный);

-размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями

нормативного документа на конкретный вид продукции;

— символов по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Изделия для новорожденных и бельевые изделия для детей до 1 года необходимо сопровождать информацией «Предварительная стирка обязательна».

Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях

эксплуатации и ухода за обувью.

Маркировка кожгалантерейных изделий должна содержать наименование материала, из которого изготовлено изделие, инструкцию по эксплуатации и уходу.

Маркировка ранцев ученических, сумок, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.

Техническим регламентом Таможенного союза  (ТР ТС 008/2011) «О безопасности игрушек» предусмотрено, что при маркировке игрушек изготовитель(уполномоченное изготовителем лицо) и импортер должны указать минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка, или  пиктограмму, обозначающую возраст ребенка.

Коляски детские должны иметь инструкцию по применению с указанием возраста пользователя, для которого предназначено изделие, а также по монтажу, установке, регулированию, безопасному использованию и хранению. Маркировка колясок детских должна содержать информацию о гарантийном сроке эксплуатации и хранения.

Велосипеды должны иметь инструкцию по применению с указанием массы и возраста пользователя, для которого предназначено изделие, рекомендациями по сборке, подготовке к эксплуатации и регулированию, эксплуатации, подбору велосипеда, указаниями по техническому обслуживанию велосипеда. Маркировка велосипедов должна содержать информацию о гарантийном сроке эксплуатации.

Таким образом, требования к маркировке товара, а также его упаковке стимулируют производителей и продавцов придерживаться определённых стандартов качества и соблюдать права потребителей. Маркировка является информированием потребителя о свойствах, количестве и качестве товара в понимании закона «О защите прав потребителей» и «Гражданского кодекса». То есть, если содержимое товара не соответствует маркировке, значит, продавец или производитель вас неверно проинформировали о купленном товаре, и потребитель имеет право на соответствующее возмещение ущерба. К тому же, за нарушение требований технических регламентов, в том числе и в части требований о маркировке, предусмотрена административная ответственность.

Помните: изучение информации, указанной на этикетках, ярлыках, бирках, вкладышах, потребительской упаковке детской одежды, обуви, игрушек и другой продукции, необходимой для роста и развития детей, позволит избежать покупки некачественных и небезопасных товаров.


Требования законодательства в сфере защиты прав потребителей при организации отдыха детей

В период летней оздоровительной         кампании 2019 года Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе информирует о требованиях законодательства в сфере защиты прав потребителей при организации отдыха детей.

Действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение соблюдать требования Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ «О защите прав потребителей»), Федерального закона от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон «Об основах туристской деятельности в Российской федерации»).

Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель (лицо, заключившее договор, осуществляющее организацию детского отдыха) обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

С правом потребителя на безопасность услуги неразрывно связано его право на информацию. Очень часто безопасность потребителя зависит от той информации, которую ему предоставляет исполнитель при заключении договора.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

- сведения об основных потребительских свойствах услуг, в том числе: о средствах размещения, конкретных условиях проживания и организации питания, дополнительных услугах;

- цену в рублях и условия приобретения услуг;

- правила и условия эффективного и безопасного использования;

- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя;

- информацию о правилах оказания услуг;

- указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги.

Оказание услуг по организации детского отдыха должно осуществляться в рамках договора, заключаемого в письменной форме между учреждением, оказывающим данные услуги, и заказчиком (родителями ребенка).

Договор (в том числе путевка) - документ, выдаваемый потребителю (родителю ребенка) на руки, должен содержать исчерпывающую информацию о предоставляемых услугах, правах и обязанностях сторон, которые являются существенными условиями возмездного договора по Гражданскому Кодексу РФ и по Закону «Об основах туристской деятельности в Российской федерации».          

Договор должен содержать следующую информацию:

- о местонахождении исполнителя (адрес лагеря), контактных телефонах, о порядке доставки и отправки детей;

- о заказчике (один из родителей ребенка) и данные о самом ребенке, который будет пребывать в лагере;

- о стоимости путевки;

- об условиях размещения ребенка, условиях проживания, об услугах (бесплатных и за дополнительную плату), которые предоставляет лагерь, в т.ч. по организации досуга, о правилах внутреннего распорядка);

- о перечне четко сформулированных причин, по которым возможно отчислить ребенка из лагеря;

- об условиях и порядке расторжения договора, порядке полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие некачественно оказанных услуг.

- о порядке и сроках предъявления претензий к исполнителю в случае нарушения последним условий договора;

- об имеющихся лицензиях;

- о страховании.

Детское оздоровительное учреждение (лагерь), осуществляющее медицинскую и оздоровительную деятельность, должно иметь лицензию на медицинскую деятельность или договор с организацией, имеющей такую лицензию.

В случае оказания услуг ненадлежащего качества, причинения вреда имуществу, здоровью или жизни потребитель (родитель ребенка) имеет право на возмещение имущественного вреда, причиненного ребенку вследствие недостатков услуги, на основании ст. ст. 1095-1098 ГК РФ и ст. ст. 13, 14 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами. Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

В судебном порядке потребитель может заявить требования:

- о взыскании неустойки в размере 3-х % от цены услуги;

- о взыскании морального вреда.

Особенности оказания туристских услуг детям и подросткам связаны с необходимостью обеспечения дополнительных мер безопасности и находятся на особом контроле Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области.