1 апреля 2020 Чем стремительнее продвигается прогресс, а мир уходит в цифру, тем изощрённее становятся охотники за чужими денежками. И если раньше безотказно работало правило «Подальше положишь, поближе возьмёшь», то сейчас необходимо соблюдать гораздо больше простых, но очень важных рекомендаций, чтобы сохранить свои сбережения в безопасности. Одним из наиболее распространенных методов мошенничества сегодня является социальная инженерия. Злоумышленники разными психологическими методами, например, представляясь сотрудниками государственных учреждений, социальных служб, банков, входят в доверие собеседника и получают необходимую информацию для совершения преступления или мотивируют потенциальную жертву на добровольные действия, направленные на передачу денежных средств. Например, вам звонит незнакомец, номер входящего звонка очень похож на номер банка, а звонящий представляется «сотрудником службы безопасности банка». Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию» или «в системе произошел сбой». Он просит у вас полные данные карты, CVV- или CCV-код, код из СМС или пароли от Сбербанк Онлайн. Это нужно якобы «для сохранности ваших денег». Для убедительности он называет ваши персональные данные и просит перевести деньги «на защищённый счет, который закреплён за персональным менеджером — это нужно для безопасности, а потом вы сможете вернуть деньги». Последствия, как вы понимаете, не обратимы. Жертва остается без денег. Избежать подобного телефонного мошенничества можно, если прислушаться к следующим советам:
Задача мошенника — застать вас врасплох и не дать времени проанализировать ситуацию, поэтому он будет настаивать, чтобы вы выполнили его требования как можно быстрее. Давайте разберем еще одну теперь реальную историю. 30 марта 2020 года в один из офисов банка обратился человек в возрасте. Он попросил помочь ему совершить перевод с банковской карты. В разговоре стало понятно, что клиент не знает имени получателя, ему позвонили по телефону и попросили перевести деньги, которые якобы ошибочно были зачислены на его счет в сумме 300 тысяч рублей. Клиент подтвердил, что деньги действительно зачислены, и никто намеренно не мог ему перевести такую сумму. Сотрудник банка, чтобы разобраться в ситуации, попросил проверить в Сбербанк Онлайн в истории операций, от кого пришли средства. Выяснилось, что злоумышленники на имя клиента оформили потребительский кредит, и как раз эта сумма зачислилась на его карту. Таким образом, это были не ошибочно перечисленные деньги, а мошеннические действия. Оказалось, ранее клиент сообщил свои персональные данные незнакомцам также в доверительном телефонном разговоре. Этот кейс закончился хорошо: карта и интернет-банк клиента были заблокированы, кредитные средства были направлены на погашение самого кредита и финансовых потерь не случилось. Но так бывает не всегда. Конечно же, к сожалению, есть еще масса схем, кроме описанных выше, которыми пользуются мошенники для обмана. Например, ложные опросы, лотереи, выигрыши и компенсации. Или фишинговые рассылки, к слову, количество таких вредоносных писем за последние два месяца выросло на 30%, при этом пятая часть рассылок содержит информацию о коронавирусе. Люди активно ищут информацию о происходящем в мире в Интернете. В таких условиях киберпреступникам легко использовать популярную тему для рассылки вредоносных документов или создания специальных веб-сайтов, на страницах которых якобы содержится информация о коронавирусе, его распространении и методах защиты. На деле же в систему жертвы устанавливается вредоносная программа. Смело удаляйте письма от незнакомых отправителей. Если вы получили письмо, в котором содержится ссылка, обязательно проверьте, куда она ведет следующим образом: наведите на ссылку курсор мыши, если перед вами URL из сервиса коротких ссылок (is.gd, Is.gd, bit.ly и так далее), не переходите по ней. Вероятно, она ведет на фишинговый ресурс. Известно, что банки, чтобы сохранить наши деньги и личные данные, используют самые современные средства защиты, но чтобы не стать жертвой социальной инженерии мы должны самостоятельно нести ответственность за свои действия и всегда быть начеку. Поэтому лучшие друзья финансов – это наши бдительность и осторожность. Управление маркетинга и коммуникаций Северо-Западного банка ПАО Сбербанк
|