Артиллерийский тягач «Сталинец» отправлен на реставрацию, после чего он займёт почётное место у музея «Прорыв» - 08.05.2022

29 апреля в Кировске из Невы, недалеко от музея-панорамы «Прорыв блокады Ленинграда», был поднят артиллерийский тягач «Сталинец». Операция по подъёму техники была проведена по поручению председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко в рамках проекта «Память» Кировского местного отделения партии «Единая Россия». Идейный вдохновитель проекта – сенатор Российской Федерации Дмитрий Василенко.

Тягач уже доставлен на Невский судостроительно-судоремонтный завод – там он пройдёт полный комплекс реставрационных работ. Тягач серьёзно пострадал как во время боя, так и от длительного пребывания в воде, однако инженеры завода уверены, что смогут вернуть ему прежний облик и даже завести. Сейчас тягач отмывают и отчищают. Далее на основе чертежей будет изготовлен план восстановительных работ. Заводчане не сомневаются в успехе, хотя с подобной техникой им ещё не приходилось иметь дела. После восстановления тягач займёт своё почётное местно в уличной экспозиции музея «Прорыв».  

«Сталинец» затонул в 1943 году во время операции «Искра», когда советские войска переправлялись на левый берег с целью разгромить мгинско-синявинскую группировку фашистов и разорвать вражеское кольцо вокруг города. Решить задачу, ставшую важнейшим шагом к полному снятию блокады, удалось ценой колоссальных потерь в живой силе и технике. По самым скромным подсчётам, за две с половиной недели активных боевых действий погибло около 35 тысяч наших солдат и офицеров. Хотя многие историки называют ещё более внушительные цифры.

 В районе Невского пятачка было уничтожено огромное количество танков, самолётов, пушек, а также средств их доставки. Наилучшими из них были именно тягачи «Сталинец», которые могли буксировать практически любые артиллерийские орудия – от 85-мм зениток до 280-мм мортир. Кроме того, они вывозили с поля боя в ремонтные мастерские подбитые лёгкие и средние танки.

Изначально эти гусеничные машины были предназначены для сугубо мирных целей. Их начали выпускать в 1937 году для нужд сельского хозяйства. Однако после начала войны стало понятно: техника, обладающая очень высокой проходимостью по бездорожью и способностью совершать суточные переходы до 70 км с тяжёлым орудием на прицепе, в первую очередь нужна фронту.

Нева отдаёт последние орудия, потерянные в боях между защитниками Ленинграда и солдатами гитлеровской Германии почти 80 лет назад.

 – Александр Трифонович Твардовский писал: «Из одного металла льют, медаль за бой, медаль за труд». Тружениками войны были и боевая техника, и условно «мирные» трактора. Восстановление тягача – это то малое, что мы сегодня можем сделать для сохранения памяти о подвиге наших дедов и прадедов. Для того, чтобы и Донбасс, и наша армия чувствовали поддержку неравнодушной России. «Своих не бросаем» – к технике это тоже относится, – пояснил свою мотивацию Дмитрий Василенко.

Он напомнил, что в 2014 году шахтёры Донбасса воевали даже на снятых с постаментов танках Т-34. И заверил, что «совсем скоро рядом с ними на освобождённых территориях на постаменты встанут и машины, которые участвуют в специальной военной операции на Украине сейчас».

– Несколько лет назад у музея «Прорыв» была развёрнута экспозиция военной техники времён Великой Отечественной. В скором времени, благодаря инициативе председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко по созданию экспедиции «Память», рядом с танками и пушками своё место займёт и «рабочая лошадка» той войны – тягач «Сталинец». Аналогичная техника завтра будет самой востребованной при восстановлении городов, разрушаемых украинскими националистами. Как она была востребована 80 лет назад. И, конечно, без неё экспозиция была бы неполной, – отметил Дмитрий Василенко.

Он также напомнил, что людей забывших своё прошлое называют «иванами, не помнящими родства». И посетовал, что сегодня, к огромному сожалению, в соседней с нами стране, оставшейся без исторических корней, а точнее – с навязанными славянскому народу фальшивыми корнями, таких «иванов» – огромное количество.

– Память – это то, что цементирует сознание парней, идущих в бой, и девушек, перевязывающих им раны. Память – это то, что возвращается сейчас к жителям Мариуполя и всей Украины, – подчеркнул сенатор.

2015 год – вторая жизнь мемориального комплекса «Невский пятачок»

В двухтысячных мемориал «Невский пятачок» требовал к себе особого внимания – большая территория, знакомая скорее только местным жителям и тем, кто интересуется историей Второй мировой войны. Авторы проекта «Память» подарили мемориальному комплексу новый облик. Одной из идей, возможно главной, стала художественная подсветка объектов комплекса. 119 светильников разрабатывались для конкретных элементов музея под открытым небом. Большая часть прожекторов была стилизована под противотанковые надолбы. Во время войны такие бетонные пирамиды ставили как защиту от техники противника. Они органично вписались в композицию мемориала. Ну а кроме того, двухсоткилограммовые конструкции не оставляют ни одного шанса вандалам.

Дмитрий Василенко, куратор проекта:

– Основную ассоциацию мы, конечно, хотели провести с пядью земли, с рубежом, и показать драматизм момента, где на каждом месте, на каждом метре лежит по семнадцать человек!

В том, что эти цифры далеко не метафора, реставраторы убедились на собственном опыте. Даже через 70 с лишним лет после того как здесь прозвучал последний выстрел, первыми всё равно пришлось идти сапёрам и поисковикам. На Невском пятачке любые земляные работы превращаются в поисковые. И в этот раз, когда меняли покрытие вокруг рубежного камня – а это сравнительно небольшая площадка метров 10 на 12 – нашли останки 26 погибших красноармейцев.

Для того чтобы подсветить весь мемориал, было проложено больше четырёх километров кабеля. Система работает круглый год, причём автономно. Фотоэлементы самостоятельно распознают время для включения и отключения светильников.

Реконструкция мемориала обошлась примерно в 12 млн рублей, но ни копейки из бюджетных средств потрачено не было – все без исключения работы проекта «Память» были выполнены за счёт меценатов.

2016 год – из болота поднят самолёт, установлено имя героя-пилота

6 мая в районе озера Барское Кировского района вместе с останками лётчика был поднят советский самолёт, подбитый в 1943 году при обороне Ленинграда. ИЛ-2 находился на глубине более 8 метров в болоте. Сразу имя героя-лётчика установить не удалось, документов и медальона рядом с ним обнаружено не было. Но благодаря сохранившемуся номеру двигателя, был сделан запрос в архив, и спустя 73 года имя ещё одного героя было возвращено из небытия.

Согласно данным Минобороны было установлено, что сбитым самолётом управлял младший лейтенант Леонид Павлович Усов 1923 года рождения, уроженец села Старинка (Никандровский район, Тамбовская область). До мая 2016 года пилот числился пропавшим без вести.

По архивным документам установлено, что 25 июля 1943 года (на третий день Мгинской операции) самолёт ИЛ-2 14-й воздушной армии, 703-го штурмового авиаполка под управлением Л.П. Усова отстал от группы и не вернулся с боевого задания. Лётчик, почти полностью израсходовав боекомплект самолёта, при заходе на цель был сбит зенитной артиллерией. В результате разрыва снаряда пилоту оторвало правую руку, после чего самолёт с сильным правым креном боком упал в болото.

В ходе подъёма самолёта у пилота была обнаружена медаль «За оборону Ленинграда», которой он был награждён за 5 дней до своего последнего боя – 20 июля 1943 года.

Останки бойца были переданы родным.

2017 год – танки для «Прорыва»

В преддверии торжественных мероприятий, посвящённых 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, 28 апреля 2017 года танковая экспозиция музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» пополнилась четырьмя современными моделями боевых машин (танками Т-62М, Т-55М, Т-80Б, Т-72), состоящими на вооружении ВС РФ, и это событие тоже произошло благодаря усердию координаторов проекта «Память».

Инициатива проекта «Память» состояла в том, чтобы существующая танковая коллекция музея-диорамы была представлена не только моделями периода Великой Отечественной войны, но и содержала современные танки послевоенного периода, чтобы жители и гости Кировского района могли познакомиться с историей развития отечественного военного машиностроения и вживую, прикоснувшись к боевым машинам современности, увидеть подвиг наших дедов, воевавших в годы войны, оценить возможности боевых машин разных периодов, воочию ощутить энергетику и мощь вооружённых сил.

Благодаря поддержке данной инициативы и достигнутым договоренностям, Министерством обороны РФ Кировскому району были переданы в собственность четыре танка. 28 апреля 2017 г. 130-тонный кран совершил выгрузку танков для экспозиции музея.

Работы по подготовке экспонатов провёл 61-й бронетанковый ремонтный завод, работники которого, в период боёв на Невском пятачке, на передовой ремонтировали «опалённые огнём» советские танки, а также принимали непосредственное участие в восстановлении боевых машин периода войны, представленных в музее. 2020 год – операция по извлечению артиллерийской единицы со дна Невы Силами энтузиастов-поисковиков были обследованы 42 точки акватории Невы в районе Невского пятачка. На глубине 10 метров была обнаружена советская 76-мм полковая пушка образца 1927 года. В архивах Вермахта есть несколько описаний, как немцы накрывали в этом районе форсировавшие Неву советские понтоны с пушками. Есть эпизоды из октября и ноября 1941 года, есть – зимы 1942.

В операции по извлечению артиллерийской единицы со дна участвовали два борта администрации Волго-Балтийского бассейна Росморречфлота. Подводную часть миссии выполнили водолазы МЧС. Организационные вопросы взяло на себя Кировское местное отделение партии «Единая Россия». Пушка была отреставрирована и передана в экспозицию музея «Прорыв».

2020 год – со дна Ладожского озера поднят легендарный советский грузовик

 23 октября в деревне Кобона со дна Ладожского озера была поднята легендарная полуторка. Операция по подъёму техники была инициирована и организована в рамках проекта «Память».

Полуторка была найдена в водах Ладожского озера близ острова Зеленцы на глубине 6 метров и отбуксирована в деревню Кобона. С ключом в зажигании она простояла на дне долгих 75 лет. Её общее состояние оценивалось как средне-повреждённое.

 – Поднять полуторку со дна было мечтой каждого из нас! – рассказывает Дмитрий Василенко. – Ведь это свидетельство страшной войны, героизма, горя. Это наш долг и наше личное желание явить новым поколениям легендарную машину. Полуторка для жителей Кировского района, как и Ленинграда, является особым символом стойкости, бесстрашия и стремления к победе. У многих из нас отцы и деды трудились на Дороге жизни, кто водителями, кто санитарами на перевалочных пунктах, кто регулировщиками – работы хватало всем. А как эту дорогу строили! Каждый шаг на пути к победе был проявлением лучших человеческих качеств.

Полуторка заняла почётное место на территории музея «Прорыв» в городе Кировске. Реставрационные работы провёл Невский судостроительно-судоремонтный завод.

По материалам «Форпост Северо-Запад»

Фотогалерея