20 мая 2022

Круглый стол по вопросам профориентации молодежи и трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО) комиссия по образованию, молодежной политике, патриотическому воспитанию, физкультуре и спорту Общественной палаты Ленобласти провела 19 мая на базе Кировского политехнического техникума, учреждения, 100 процентов выпускников которого трудоустроены, причем специалисты техникума имеют к этому самое непосредственной отношение.

Прежде чем приступить к обсуждению, гости осмотрели учебные и вспомогательные аудитории, производственные мастерские, оборудованные по последнему слову техники, а также ознакомились с работой Кировского кванториума, открытого на базе техникума. Здесь занимаются дети и подростки из Кировского района, начиная с 6-летнего возраста, и среди студентов уже есть выпускники кванториума по направлениям, схожим с выбранными специальностями. «Яркий пример ранней профориентации в действии», - заметила одна из инициаторов мероприятия, председатель комиссии ОП ЛО Вероника Каторгина. Еще одно направление работы по повышению качества кадров и подготовке востребованных специалистов, которое продемонстрировали участникам встречи – взаимодействие с работающей на базе техникума Фабрикой процессов, где действующих специалистов предприятий и студентов на практике обучают технологиям бережливого производства. Как пояснил директор Кировского политеха Олег Горчаков, сертификат о прохождении обучения существенно повышает интерес потенциальных работодателей к молодым специалистам.

Чуть позднее Олег Леонидович и его заместитель по учебно-производственной работе Анна Яндовскаяподелились секретами эффективного трудоустройства выпускников. Прежде всего, это специальности, востребованные на региональном рынке труда: из 11 образовательных программ, реализуемых техникумом 4 входят в российский топ-50. Современная материально-техническая база и обучение новейшим технологиям позволяют молодым специалистам отвечать требованиям рынка труда, а индивидуальный подход к потенциальным работодателям – найти для ребят такое место для прохождения производственной практики, на котором захочется остаться работать.

Если в недавнем прошлом предприятия неохотно брали на практику учащихся СПО, то сегодня ситуация в корне изменилась, утверждает Анна Яндовская. Испытывая кадровый голод, бизнес начал приходить в образование и уже на раннем этапе обучения формировать свой кадровый резерв. При этом предприниматели охотно участвуют в обучении, организуют практику и закрепляют за практикантами наставников. В свою очередь, техникум учитывает их индивидуальные требования, особенности оборудования и технологии. В числе партнеров техникума – крупнейшие предприятия района и Ленобласти и даже ОДК «Климов» концернаРостех, но и на запросы небольших организаций техникум охотно отвечает.

Ленинградская область относится к регионам с наименьшим уровнем безработицы, вакансий здесь больше, чем безработных, и основная часть – это рабочие  специальности, отметила, характеризуя рынок труда специалист областного комитета по труду и занятости Мария Коняева. Больше всего востребованы монтажники, электрогазосварщики, слесари, водители, электромонтажники и операторы ЧПУ. Правда проведенный в начале года опрос школьников показал, что сегодняшние старшеклассники хотели бы работать в других сферах деятельности, а 65 процентов ребят высказывают желание работать в Санкт-Петербурге или Москве. И результаты опроса говорят о необходимости усиления профориентационной работы с молодежью. М. Коняева рассказала о региональных и федеральных программах и проектах по профориентации, реализуемых в Ленинградской области, в числе которых деятельность подведомственного комитету Центра опережающей профессиональной подготовки «Профстандарт», участие в общероссийской акции «Неделя без турникетов» и проведение акции для выпускников вузов и СПО «Старт в карьеру». А на сайте областного Центра занятости каждый может получить скайп-консультацию по вопросам профориентации и трудоустройства.

В продолжение темы специалист комитета общего и профессионального образования Александр Рогожин проинформировал о введенных инновациях со стороны региона, таких как демоэкзамен с участием экспертов-практиков в учреждениях СПО, и планируемых проектах и стартапах, в т.ч. по оптимизации сроков профессионального обучения на рабочих специальностях. В  своем выступлении он привел пример продемонстрированной участникам круглого стола Фабрики процессов, онлайн уроков Проектории и кванториумов, работающих в рамках проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование».

Практические вопросы, которые подняли участники обсуждения, затрагивали различные аспекты профориентации подростков и молодежи в регионе. Так член ОП Ленобласти Ирина Княжева отметила сложности с оформлением детского трудоустройства и предложила выступить с федеральной инициативой по снижению бюрократических барьеров, директор Сосновоборского политехнического техникума Сергей Вшивков поднял вопрос оплаты медкомиссий для прохождения практики студентам, а председатель Кировской муниципальной общественной палаты Елена Попова подчеркнула, что необходимо на региональном уровне разработать меры поддержки малого бизнеса, чтобы заинтересовать предпринимателей брать на работу выпускников СПО, а не мигрантов.

Глава областного Союза промышленников и предпринимателей, член ОП ЛО Александр Габитовобозначил проблему трудоустройства выпускников на территории своего региона и в соответствии с полученной специальностью. Неправильно, если Ленинградская область оплачивает обучение специалистов, которые затем находят работу в Санкт-Петербурге, особенно в условиях имеющегося кадрового голода. План обучения специалистов должен отвечать потребности экономики региона.Областные учреждения СПО – не «хвост» образования, а начало трудовой деятельности, и возможно, они должны находиться в ведении комитета по труду и занятости или по экономическому развитию. В настоящее время учреждения СПО выполняют госзадание по образованию, а не трудоустройству учащихся, пояснил член ОП ЛО, председатель Всеволожской палаты Николай Свирин. Ключевой вопрос профессионального образования лежит в его цели – учить, чтобы выучить или чтобы укреплять экономику региона и повышать уровень жизни ленинградцев, поддержала коллег В. Каторгина, и удержать народной земле молодежь может лишь противопоставленный экономике идеологический фактор, любовь к родному краю. Пример такого воспитания – проведение ознакомительных экскурсий по территории региона в рамках программы «Моя Родина – Ленинградская область» привела заместитель директора Лисинского лесного колледжа Юлия Исмаилова. Только в минувшем году в музее колледжа побывали 28 экскурсионных детских групп из 12 муниципальных районов. Чтобы сохранить связь с малой родиной, важно поддерживать трудовые династии, а профориентацию начинать в раннем детстве, можно сказать, «с детского сада», добавила и.о. директора Техникума водного транспорта Ольга Луцкая. Кстати, в самом техникуме так и поступают, рассказывая детям о различных профессиях.

Резюмируя прозвучавшие выступления, В. Каторгина отметила, что разговор получился откровенный, честный и глубокий, который выявил ряд серьезных вопросов, решить которые единовременно не получится, но положительный опыт, озвученный участниками встречи, показывает, решение проблемы есть.