10 февраля 2009 Для жителей Ленинградской области, как и для петербуржцев, дорого все, что связано с блокадой. В полной мере это относится к музею «Прорыв блокады Ленинграда», расположенному в опоре Ладожского моста, центральным экспонатом которого является знаменитая Невская диорама. Грандиозное полотно вкупе с искусно выполненными макетами производит неизгладимое впечатление на взрослых и детей, представляя собой застывшую историю, к которой можно практически прикоснуться. Здесь же, на преддиорамной площади, с 2003 года формируется уникальная танковая коллекция, подобной которой, как уверяют сотрудники музея, нет нигде в мире. Её экспонаты – танки-ветераны, реальные исторические персонажи, которые тоже могут рассказать много интересного. ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА «Здравствуйте, я танк БТ-5! За малый вес (всего 12 тонн) меня прозвали «лёгким», но я совсем не обижаюсь, потому что являюсь представителем экспериментальной серии - умею ездить не только на гусеничном ходу, но и на колесах с резиновыми покрышками. У меня внутри было красивое сидение из светлой кожи, рация, антенна и, вообще-то, я был командирским танком. Заправляли меня исключительно бензином, и всего-то нас было выпущено около 2-х тысяч единиц. Правда из-за этого бензина мы оказались очень горючими, и к 1943 году моих собратьев практически не осталось. Мне же судьба уготовала долгий путь, вот моя история. «Родился» я в Харькове в 1933 году, но дед мой – американец Дж.У. Кристи, который придумал мой прообраз. Кстати мой двигатель тоже прибыл из этой страны. Мое «сердце» появилось на свет гораздо раньше меня – в 1918 году – и сначала поднимало в небо самолёты. В 1928 году оно было основательно подремонтировано и попало в Россию. Именно здесь о «бэтэшках» сложили песню: «броня крепка и танки наши быстры». Поколесил я не мало, участвовал в боевой операции при Халкин-Голе, а 1938 году перенёс очередной капремонт в родном Харькове, в свидетельство чего на моем «сердце» была прикреплена очередная табличка с соответствующей надписью. Во время Великой Отечественной войны я оказался в блокадном Ленинграде и принимал участие в боях за этот славный город, который жил и боролся несмотря ни на что. В 1942 году был направлен на Невский плацдарм. Во время сложнейшей переправы затонул, так и не попав на левый берег. На дне Невы я лежал очень долго и думал, что здесь и закончу свои дни. Но в июне 2007-го меня подняли с практически полным боевым комплектом и отвезли на тот самый левый берег, куда я так стремился, в Шлиссельбург на завод. УНИКАЛЬНЫ СВОЕЙ ИСТОРИЕЙ На самом деле, в мире насчитывается несколько очень крупных музеев бронетанковой техники – во Франции, в Англии, Германии, у нас в России под Москвой (знаменитая Кубинка) и еще десятки мелких. Однако танковая коллекция в Кировском районе, отличается от экспозиций этих музеев по своей сути. Представьте себе, что вам показывают несколько экспонатов: один собран из кусков и запчастей от разных машин и никогда не существовал в истории как таковой. Другой – целый, новёхонький, возможно даже редкий, но чистый как лист белой бумаги – он не участвовал ни в каких событиях, ничего значимого с ним не происходило, его передали в музей как представителя очередной серийной разработки. А третий – реальная машина, которая существовала в конкретное время, принимала участие в известных битвах и воинских операциях. Одним словом, машина с судьбой. Какой экспонат вас более заинтересует? Конечно, последний. Так как к нему кроме тактико-технических характеристик прилагается еще и историческая составляющая. Причём так сложилось, что даже если не касаться этой составляющей, все танки экспозиции все равно ценные и редкие, довоенных годов выпуска. Не меньший интерес представляет история обнаружения, подъёма и реставрации всех экспонатов. ЛИХА БЕДА НАЧАЛО… Надо ли говорить, что появление каждого танка в обновленном виде – дело невероятно сложное. И с технической точки зрения, и с финансовой. Если составить список тех, кто так или иначе помогал вернуть танки из небытия (а это водолазы, поисковики, слесари, жертвователи, чиновники, военные и многие другие) - он получится весьма внушительным. И тем не менее, у всех этих машин есть «мама» - директор музея-заповедника Вера Позднякова, человек неиссякаемого энтузиазма и неутомимой энергии, фанат своего дела, возглавляющая музей более 25 лет. В первую очередь, благодаря ее стараниям все эти танки заняли свое место, а не остались в безвестности или не ушли в частные коллекции. Не скрывает Позднякова, что на танки серьезно претендовало и Министерство обороны. Поиск специалистов, спонсоров, архивных данных, получение всяческих согласований и организация процесса стоили Вере Ивановне немало нервов и сил. Начало коллекции в 2003 году положил КВ-1, который извлекли около «Невского пятачка». О нем было известно давно и многим, так как находился он близко от берега, но никто не знал, как его поднимать, так он был сильно замыт. После двухлетних поисков, нашлись специалисты, которые взялись вытянуть танк. В апреле, после соответствующего обследования водолазами, его подняли и отправили на реставрацию на 61-й бронетанковый ремонтный завод в Стрельне. Правительство Ленинградской области выделило на эти цели необходимые средства. В сентябре КВ-1 торжественно установили на преддиорамной площади. Летом этого же года подняли еще один танк – Т-26 экспериментальной серии, который лежал недалеко от КВ. Везти «тэшку» в Петербург не захотели и стали искать возможность отреставрировать машину в районе. Необходимое оборудование оказалось на Невском судоремонтно-судостроительном заводе в Шлиссельбурге. Все последующие танки реставрировались здесь же. Кстати, башню нашли лишь спустя два года… в Петербурге в «НИИ Спецматериалов» - институт ее купил у поисковиков, чтобы изучить броню. Финансировал все работы по этому танку уже сам район, и установлен он был в августе 2005 года. В это же время к Поздняковой обратилась Невская водолазная компания, сотрудники которой случайно обнаружили малый плавающий танк Т-38, с предложением принять в дар еще один экспонат. Надо ли говорить, что это предложение было встречено с радостью. Подъем и реставрацию этого танка финансировал известный оператор мобильной связи. Свое почетное место на преддиорамной площади этот танк занял в мае 2005 года. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОМОГАЮТ ИСКАТЬ ТАНКИ Еще после подъема Т-26 в музее поняли, что нужна какая-то система, особенно в поиске. Начали работать с архивами: где проходили переправы, что это были за операции. Очень удачной оказалась встреча с руководителем компании «Искатель» Петром Кабатовым. Компания занимается разминированием, как в воде, так и на суше, имеет большой опыт поиска, с применением разных видов съемок, включая космические. Начался этап совместной работы. Имеющуюся информацию сопоставляли с танковыми переправами в районе Невского пятачка, Шлиссельбурга, Арбузово. Познакомились с археологом-подводником Андреем Лукошковым, руководителем проекта «Тайны затонувших кораблей», проводящим большую исследовательскую работу. Благодаря Кабатову и Лукошкову были найдены и подняты два следующих танка. В июне 2007 года, в присутствии десятков журналистов, с плавучей платформы в результате сложнейшей операции из Невы был извлечён редчайший БТ-5, который установили перед Диорамой уже в сентябре. А осенью 2007 года в районе Невского пятачка также с платформы был поднят КВ-1 в зимнем камуфляже, который тут же окрестили белым танком. Он тоже оказался командирским. Танк был также установлен перед Диорамой и торжественно открыт 18 января, в день 66-й годовщины прорыва блокады Ленинграда и в канун 65-летия ее окончательного снятия. Работы по их подъему обоих танков и ремонту БТ-5 финансировали частные лица. Теперь уже на преддиорамной площади не парочка единиц бронетехники, а серьезная коллекция. И относиться к ней стали тоже серьезно. В ближайших планах музея накрыть экспонаты – построить рядом с площадью ангар, в котором появится возможность открыть танки и дать возможность осматривать их изнутри. Кроме того, в помещении можно будет выставить и другие интересные вещи: пушки, двигатели танков (помните про «сердце» БТ-5 с табличками), личные вещи солдат, найденные на местах боев. Если Минобороны позволит, можно поставить и более современные танки – 60-70-х годов. На строительство ангара в этом году уже заложено областным правительством порядка 3 млн. рублей. Да и задел на будущее у музея немалый. Благодаря сотрудничеству с Кабатовым и Лукошковым удалось собрать наработанный ими многолетний экспедиционный материал. Так что, если будет решен вопрос с финансированием, нас ждет еще не мало ценных исторических находок. А пока для того, чтобы отремонтировать «зимний» танк, Вере Ивановне пришлось влезть в приличные долги. КТО НАШЕЛ, ТОТ И ХОЗЯИН То, что коллекция собирается под эгидой музея важно не только с точки зрения создания интересной экспозиции под одной крышей. На историческом наследии не прочь сделать деньги множество людей «не замороченных» моральными принципами. Поисковые работы вообще сложно проконтролировать. Вслух не принято говорить о том, что зачастую «черных» копателей (да простят меня те, кто действительно занимается поисковым делом из благородных побуждений) интересуют лишь те вещи, связанные с войной, которые можно продать. На действительно значимые и ценные предметы идет настоящая охота. Музейщикам от таких поисковиков перепадают крохи, остальные находки расходятся по частным коллекциям. Тот же КВ-1С был сильно изуродован, потому что его взорвали «черные» копатели, которые не могли достать сам танк, но таким варварским способом достали изнутри то, что их интересовало. Более серьезными вещами занимаются различные «фонды» и «объединения». Так, в 2008 году нашлись люди, которые, прикрываясь разными бумажками с громкими печатями, а на самом деле представляющие контору «рога и копыта», по сути, пытались отобрать у музея зимний КВ-1. К сожалению, нет у нас такого закона, который бы определял принадлежность и ценность этих застывших отпечатков истории, механизм передачи находок музейным структурам, ответственность за их укрытие или тайный сбыт. Например, по оценке специалистов за минувшее десятилетие на просторах России было поднято порядка 10-12 танков. Шесть из них вошли в вышеупомянутую коллекцию. Назвать точную цифру, никто не берется, потому как допускают, что возможны тайные подъёмы техники. Так что пока рассчитывать на приобретение интересных вещей могут лишь те, кто имеет достаточно средств (коими государственные музеи не располагают) для исследовательских экспедиций и работ по извлечению раритетов из водных или земных глубин. А музейщики могут рассчитывать лишь на добрую волю последних. КОМУ ВСЁ ЭТО НАДО? Этот вопрос для Веры Поздняковой совершенно непонятен. Как кому? Как зачем? А кому нужна Диорама? Тысячам людей, которые приезжают со всего света. А потом, ошеломленные, пишут благодарности как, например, Василёнок Наталья из Медвежьегорска, чьё письмо пришло в канун Нового года. «Восторг.., интерес.., как будто побывала на передовой.., новые факты о блокаде…» - такими словами ребёнок описывает свои ощущения. А это дорогого стоит. - Танки великолепно дополняют Диораму, - говорит Позднякова. – Вы бы видели, какой интерес они вызывают! Мы отмечаем увеличение посещаемости. В этом году у нас побывали более 120 тыс. человек. Вера Ивановна не любит слово «воспитание» и считает, что главная задача музея – это пропаганда и формирование патриотизма, любви к своей истории, гордости за свой народ в очень сжатые сроки. Воспитание – это длительный процесс. А посещение музея – это вспышка, наложение информации на визуальные впечатления, которые способны в кратчайший срок сформировать ощущение и даже изменить прежние представления. По-крайней мере в музее «Прорыв блокады Ленинграда» происходит именно так. Убедиться в этом можно, глядя на горящие глаза и взрослых и детворы. Вдобавок, и танки, и Диораму Позднякова считает памятью, которую трудно стереть по чьему-то желанию. Можно переписать все школьные учебники – самое мощное СМИ – а памятники останутся осязаемым укором, как «бронзовый солдат». Говорят, нация сильна памятью. Память о героическом прошлом – объединяет, дает силы и веру в себя, в свой народ; гордость за принадлежность к этому народу и желание ему служить. Елена Логинова. Фото автора и из архива музея. Справка. Позднякова Вера Ивановна. Директор музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» с 1983 года. В состав музея кроме знаменитой Диорамы входят памятник федерального значения «Невский пятачок», мемориал «Синявинские высоты», музей «Дорога жизни» в Кобоне, выставочный зал в г. Кировске. С 2003 года на преддиорамной площади началось формирование танковой коллекции. В 2003 году Позднякова удостоилась патриаршей награды - ордена святой равноапостольной Ольги, при ее непосредственном и деятельном участии был восстановлен храм Святителя и Чудотворца Николая в Кобоне – главный объект по Дороге жизни. Первое пристанище и пищу здесь, на свободной земле, получили более 700 тысяч эвакуированных ленинградцев. |