10 марта 2009 «Если кукла выйдет плохо, назову её дурёха», - эту фразу из знаменитой детской песенки о самодельных куклах и клоунах наверняка помнит каждый. Особенно если сам пытался лепить. Однако это высказывание совсем не применимо к глиняным куклам из Шлиссельбурга, которые иначе как красавицами и не назовешь. ЛИХА БЕДА НАЧАЛО Все получилось как-то само самой. Идея создавать кукол у преподавателей шлиссельбургской художественной школы появилась давно. Но сначала хотелось, чтобы их делали дети. Проект не сложился, так как изготовление таких кукол, как замышлялось, требовало кропотливости, времени и системности. - А детям, чтобы учиться, нужно иметь право на ошибку, на многократную пробу, - поясняет директор «художки» Марина Тимашева. Вот и переместились деревянные крестовины-заготовки в дальний угол. Но идее видно было суждено осуществиться. Художники и скульпторы в школе были всегда. Год назад, очень ко времени пришла работать в школу специалист по конструированию одежды Наталья Дмитриева, затем появилась преподаватель, увлеченная живописью по ткани Вера Воронова – и все сложилось. Весной 2007-го года кто-то из девушек, увидев в очередной раз пылящиеся заготовки, предложил наконец-таки заняться созданием кукол. Работа нашлась всем: Марина, Ольга Гоголева и Зарина Рамазанова лепили, головы, руки, ноги, Наталья конструировала наряды, Вера расписывала ткань, а детали создавали все вместе. Сначала это были куклы–образы. Вот одна из первых – Сара – дама в стилизованном костюме начала 20 века. Типичный S-образный силуэт, фасон тех лет, на голове изящная шляпа. Вот друга дама примерно того же периода - руках изящный мундштук, глубокомысленный взгляд – очень похожа на какую-нибудь поэтессу. А вот «королевишна», как её называют создательницы. Это некий собирательный образ, лишь примерно отражающий в одежде екатерининскую эпоху. «Русская красавица» - из той же серии. Ее наряд не претендует на детальное изображение одежды женщины определенного сословия и определенного времени, но поражает ювелирной ручной работой и в росписи ткани, и в кружевном воротничке, расшитом камнями. А видели вы бы, в какие искусно выполненные миниатюрные кожаные ботиночки наряжена одна из моделей. Тем красавицам, чьи наряды достают до «пола» девочки обычно обувь не изготавливают, ну а если всё же понадобится куклу обуть, то это делается очень тщательно. Причем на образ работает все – начиная от наряда и заканчивая выражением лица, прической, цветом волос. Кстати, каждая голова неповторима, с индивидуальным выражением лица. В общем-то, как правило, с лица все и начинается – придумывается соответствующий образ, определяется эпоха, типаж, а затем создается наряд. Хотя «венецианка» в этом смысле исключение – сначала появились ткани и задумка наряда, под которую вылепили внешность. АППЕТИТ ПРИХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ Создав несколько кукол, девушки поняли, что им уже не интересно «рождать» абстрактные собирательные образы и просто настрачивать ленты. Теперь они захотели изготавливать куклы, которые бы максимально точно передавали нюансы нарядов конкретной эпохи и конкретной национальности. Так появились негритянка, испанка, японка. Перед созданием последней Наталья очень внимательно изучила особенности традиционного японского наряда, поэтому гейша получилась как живая. С почти плоским японским зонтиком, в «деревянных» гэтах на ногах и в кимоно, ткань которого расписывалась вручную, как, впрочем, и у многих других «моделей». Особое внимание привлекает средневековая голландка, словно сошедшая с полотна Вернера. Его картина и навеяла идею – чепец, платье – все оттуда, даже в оторочке Наталья постаралась придержаться оригинальной цветовой гаммы. Конечно, абсолютной аутентичности добиться не получается, так как многие ткани в наше время стали другими. Но по набору элементов, по силуэту – кукольные наряды вполне соответствуют историческим. Чтобы получить максимальное сходство, на ткани создательницы глиняных модниц средств не жалеют – покупают в специализированных магазинах. - Наталья нас всех тканеманией заразила, - смеется директор школы, - обычно женщины любят всяческие украшения рассматривать и покупать, а мы как сумасшедшие за тканями охотимся, всякие кружева да отделочные материалы высматриваем. Смех смехом, но постепенно, казалось бы, несерьезная затея переросла в серьезное увлечение. Через Интернет купили редкие книги с выкройками нарядов эпохи Средневековья. Правда на английском языке, но зато есть не только чертежи одежды, но и детальное изображение различных технологических приёмов. - Благодаря этим книгам, мы теперь сможем делать мужскую одежду, - рассказывает Наталья. - Женскую одежду делать проще. Как специалист, я могу какие-то детали в дамских нарядах понять, даже глядя, например, на картину. А вот с мужской - так не получится. Очень сложные конструкции, - поясняет она. Следующей куклой в коллекции будет сановитый мужчина петровской эпохи. А еще «созрела» голова Чингиз-хана, значит, скоро наступит очередь и костюма. Из представительниц женского пола в ближайших планах индианка. Недавно кукол увидела девушка, которая часто бывает в Индии. Она хорошо знает конструкцию сари, обещала предоставить оригинальные ткани, поэтому её предложение создать восточную женщину, было дружно одобрено.
МИНИ - ШЛИССЕЛЬБУРЖЦЫ Но на этом девушки останавливаться не собираются. Ведь часто бывает – одна удачно воплощенная идея «ведёт» за собой другую. Так зародился проект «Шлиссельбуржцы». Дамы задумали создать коллекцию городских жителей. Но поскольку делать современных не очень интересно, то решено было «ваять» образы из прошлого. Первыми стали ученики начала 20-го века – мальчик и девочка за, тогда еще наклонной, партой. Уникальность этих экспонатов состоит в том, что гораздо меньше размером – всего сантиметров 15 высотой и полностью «ручные». Их «мама» - Ольга Гоголева. Это она изготовила большинство голов и рук для кукол. Особенно ей удаются руки. «Уж больно они выразительные у нее получаются», - считают коллеги. Миниатюрность кукол из «Шлиссельбургского проекта» сказалась и на времени изготовления – на двух учеников ушло около полугода. Потрясает тщательность, с которой выполнены крошечные детали: тетрадь и книга размером в два сантиметра, в которых можно даже прочитать текст! Причем в тетради он написан настоящими чернилами. Крошечные карандаши, перьевая ручка. На обоих учениках миллиметровые пионерские значки, у девочки на форме настоящие манжеты. Все как у настоящих школяров тех лет. Парта, которая выглядит как деревянная, тоже выполнена вручную: Ольга склеивала несколько слоёв картона, а затем обрабатывала его особым образом. Сейчас она занимается стариком-рыбаком на льдине, а следующей должна стать баба, полощущая белье. Глядя на всех этих кукол, слушая, с какой любовью девушки рассказывают о каждом своем творении, я подумала, что они не просто создали свой удивительный, почти сказочный, мир. Они показали, что мы, взрослые, в душе всё те же дети - искренние, увлекающиеся, с горящими глазами. Надо только суметь разглядеть в себе этого ребенка, не постесняться «заболеть» какой-нибудь, возможно даже на первый взгляд бредовой идеей, и тогда вполне вероятно удастся создать свое маленькое чудо.
Елена Логинова, фото автора |