9 февраля 2018

Немецкая верфь «Зитас» (Sietas), расположенная в районе Нойенфельде в Гамбурге, в 2014 году оказалась на грани банкротства. Тогда ее приобрела российская судостроительная компания «Пелла» (Pella), и с тех пор дела предприятия стабильно идут в гору — даже несмотря на экономические санкции ЕС против России.

241329409 Sietas-2 Sietas-Werft-29

Наталия Дин нажала на зеленую клавишу на дисплее, и плазмотрон в цеху верфи пришел в действие: вокруг металлической пластины начали разлетаться искры. Вскоре аппарат проделал в ней два отверстия — и будущая деталь корабельного корпуса была почти готова. Несколько сотрудников, а также представитель компании, ответственной за сертификацию продукции, не скрывали радости: только что была произведена первая деталь будущего корабля. «Мы лишь недавно приобрели этот плазмотрон», — с гордостью сказала Дин, глава «Пелла Зитас».

Землечерпалка, строительство которой компания на этой неделе начала в районе Нойенфельде, стоит 95 миллионов евро. Судно, предназначенное для Федеральной судоходной службы, будет отвечать за очистку Нижней Эльбы от ила и тины. Его передача ведомству запланирована на март 2019 года. Это будет второй по величине единовременный заказ за всю историю верфи — ни много ни мало 383 года. За то, что она до сих пор существует, надо благодарить судостроительную компанию «Пелла» из Санкт-Петербурга. А также лично Наталию Дин.

«Зитас» строила качественно и дорого

Компания «Зитас» была «жемчужиной» немецкого судостроения, качество ее продукции было общеизвестно. Каботажное судно «Белл Вэнгард» (Bell Vanguard), построенное в 1966 году, стало первым в мире судном, предназначенным для только появившихся тогда 20-футовых контейнеров. «Зитас» строила качественно, но в то же время дорого. Это сыграло с ней злую шутку в ходе последнего кризиса, поразившего экономику и отрасль морских перевозок.

В 2009 году владелец компании Хинрих Зитас (Hinrich Sietas) вынужден был отказаться от оперативного управления. Впервые в истории руководство верфью взяли в свои руки сторонние менеджеры. Впрочем, это не помогло, и в 2011 году «Зитас» объявила о банкротстве. Последний заказ на строительство самоподъемного судна-крана был исполнен в начале 2014 года. К тому моменту уже начались сокращения —и тогда на авансцену вышла фирма «Пелла», принадлежащая семейству Цатуровых. После недолгих переговоров она поглотила компанию «Зитас».

Та сделка представлялась вполне логичной. Ведь российское северное побережье простирается на тысячи километров, и страна нуждается в мощных судах специального назначения, буксирах, кораблях для спецслужб и т.д. «Зитас» всегда умела строить такие суда. Но на этом ее проблемы не закончились. Вскоре после заключения сделки ЕС ввел экономические санкции против России за то, что та отобрала у Украины Крым и вмешалась в гражданскую войну на востоке соседней страны. Таким образом «Зитас» потеряла возможность получать заказы от российских властей.

Тем не менее верфь, похоже, держится на плаву. Это удается ей благодаря напряженной работе, которой руководит 39-летняя Наталия Дин. Эта уроженка Белоруссии, свободно говорящая на нескольких языках, работала в Гамбурге в представительстве российской судоходной компании, после чего заняла руководящую должность в «Пелла Зитас».

«В 2014 году невозможно было предсказать, удастся ли возродить верфь, — рассказала она во время обхода после начала строительства землечерпалки. — Но нам это удалось, в первую очередь потому, что наши сотрудники работают с удовольствием. Мы держимся вместе, мы — одна семья». Незадолго до сделки число сотрудников «Зитас» сократилось до менее чем 100 человек. Теперь же в штате компании трудятся 220 человек. «Еще 70 будут приняты на работу в этом году», — сообщила Дин. При этом компания, по ее словам, стремится к тому, чтобы соотношение между собственными сотрудниками и сотрудниками сторонних фирм, работающих по принципу аутсорсинга, составляло 1:4.

В этом году «Зитас» рассчитывает выйти в плюс

В январе «Пелла Зитас» получила второй заказ от судоходной компании Hadag на строительство портового парома. Первое судно нового поколения под названием «Эльбская филармония» (Elbphilharmonie) было поставлено заказчику в мае 2017 года. Дизельные паромы имеют технические возможности для установки гибридной силовой установки. Кроме того, «Пелла Зитас» строит отдельные сегменты для круизных теплоходов, производимых верфью «Мейер» (Meyer). Контракт с ней действует до 2020 года.

Недавно «Пелла Зитас» построила также сегмент корпуса парома «Питер Пэн» (Peter Pan) по заказу компании TT-Line (Любек), который теперь дорабатывается на верфи «Немецкие сухие доки» (German Dry Docks) в Бремерхафене. Кроме того, у компании есть несколько более мелких контрактов на ремонт и перестройку судов. «В этом году мы рассчитываем впервые после поглощения выйти в плюс», — сообщила Дин.

Наиболее важны для «Пелла Зитас» заказы от государственных учреждений, предусматривающие строительство землечерпалки и паромов, потому что право на их выполнение компания получила в ходе тендеров, в которых принимали участие конкуренты со всей Европы. Раньше «Зитас» предпочитала «по-свойски» договариваться с «дружественными» судоходными компаниями. При этом зачастую решающее значение имела не цена, а в первую очередь качество и имидж компании. «Зитас» была своеобразным «Мерседесом» в области строительства судов-контейнеровозов. Во времена бума этой отрасли дела шли прекрасно. Однако после начала кризиса большие расходы на строительство стали давить на «Зитас» все сильнее и сильнее.

После введения антироссийских санкций судостроительная компания «Пелла» не стала отказываться от своей небольшой верфи в Гамбурге, хотя в обозримом будущем российский рынок для нее будет закрыт. Более того: «Пелла» уже после покупки «Зитас», обошедшейся в сумму около 6,5 миллионов евро, дополнительно инвестировала порядка 25 миллионов в восстановление немецкой верфи.

Спрос на ледоколы может вырасти

«Располагая почти 50 инженерами, мы можем самостоятельно разрабатывать суда практически всех типов. „Пелла“ обеспечила себе уникальное положение в России, имея возможность пользоваться услугами наших инженеров для своих проектов, — сказала Дин. — А работая над международными проектами, мы в любом случае можем действовать совместно». Будучи крупнейшей частной верфью России, «Пелла» часто строит суда — буксиры, спасательные корабли и лоцманские катера — и для российского государства.

«Пелла Зитас», в свою очередь, не теряет из виду рынок на Крайнем Севере. Глобальное потепление и таяние льдов Северного Ледовитого океана вполне могут способствовать появлению новых перспектив в плане судоходства на Северном морском пути вдоль северного побережья России. В рамках одного исследовательского проекта верфь совместно с гамбургским Техническим университетом занималась разработкой требований к современным судам, предназначенным для эксплуатации в Арктике. «Из России поступают все новые и новые заказы на разработку ледостойких судов», — сообщила Дин.

Как бы то ни было, у компании — хорошие судостроители. С 2014 года, по словам Дин, многие бывшие сотрудники успели вернуться в Нойенфельде. Один из них — конструктор Бьёрн Папе (Björn Pape), который между делом успел поработать в компании DNV GL, а теперь отвечает в «Пелла Зитас» за оперативное управление. Ирония судьбы — в том, что в то время как последняя крупная верфь из Гамбурга «Блом унд Фосс» (Blohm+Voss) уже принадлежит группе «Люрссен» (Lürssen) из Бремена и вынуждена сокращать персонал, «Пелла Зитас» переживает ренессанс. «Мы уже приняли на работу некоторых бывших сотрудников „Блом унд Восс“», — призналась Дин.

 

Олаф Пройсс (Olaf Preuß) по материалам газеты Die Welt, (Германия)