Приветствуем всех, кто проявил интерес к деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кировского района Ленинградской области. 

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются необходимой и функционально значимой частью действующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защиты их прав, имеют важное значение в процессах нейтрализации ряда ключевых социально-опасных явлений, таких как беспризорность, безнадзорность, ранняя криминализация подростков, приобщение последних к алкоголю, наркотикам, пренебрежение родителей своими обязанностями по востпитанию и обучению детей.  
 
Деятельность комиссии основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. 
   
На нашем сайте вы найдете информацию о деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, работающих на территории нашего района; нормативные правовые документы в сфере защиты прав несовершеннолетних, справочную, методическую информацию.
   
Надеюсь, что наше взаимодействие, обмен информацией, оперативное рассмотрение и обсуждение проблем и вопросов позволит выработать и принять наиболее эффективные меры в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

С уважением,
заместитель главы администрации Кировского муниципального района Ленинградской области по безопасности, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кировского района

Сергей Леонидович ГАВРОНОВ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

КДН и ЗП администрации Кировского муниципального района Ленинградской области обслуживает 8 городских и сельских поселений: МО «Кировск», МО Мгинское городское поселение, МО Назиевское городское поселение, МО Приладожское городское поселение, МО Путиловское сельское поселение, МО Суховское сельское поселение, МО Шумское сельское поселение, МО Синявинское городское поселение.

Плановые заседания КДН и ЗП проходят не менее двух раз  в месяц в здании администрации г.Кировска, в соответствии с планом  работы администрации Кировского муниципального района Ленинградской области. Выездные заседания проводятся по мере необходимости в других поселениях.

Юридический адрес: 187342, г. Кировск, ул. Новая д. 1.

Фактический адрес:  187342, г. Кировск, ул. Краснофлотская д.20, каб.6, тел. 26-783, факс 20-611, эл. почта  kdn@kirovsk-reg.ru

Ответственный секретарь: Габринастова Евгения Валентиновна

Часы приема граждан: с 9-00- 18-00ч.,  пятница с 9-00-17-00ч. обед с 13-14ч.

КДН и ЗП администрации МО «Город Отрадное» адрес:187330, г. Отрадное, ул.Гагарина д.1 тел. 40-561.

Ответственный секретарь:  Довгалева Юлия Викторовна

КДН и ЗП администрации МО Город Шлиссельбург адрес: 187320, г. Шлиссельбург, ул. Жука д.5, тел.74-262.

Ответственный секретарь: Мещанинова Нина Стефановна

 


Днем рождения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав считается 14 января  1918 года, именно в этот день был издан декрет "О комиссиях для несовершеннолетних", определивший курс молодого государства на социальное воспитание детей и подростков и применение мер воспитательного и принудительного характера. В компетенцию комиссии входила также работа по спасению голодающих детей, ликвидация беспризорности, создание специальных детских учреждений для малолетних правонарушителей. 

 
      

 

 

 

 

 

 

 


Гимн Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав


 


  

   

 

 

 

 

 

 
 
 


     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


На основании постановления администрации Кировского муниципального района Ленинградской области от 14.08.2018 г. № 1807 утвержден состав КДН и ЗП. 
 

Председатель комиссии  – Гавронов Сергей Леонидович – заместитель главы администрации Кировского муниципального района Ленинградской области по безопасности;

Заместитель председателя комиссии – Утенкова  Татьяна Ивановна – начальник Управления по опеке и попечительству администрации Кировского муниципального района Ленинградской области;

Заместитель председателя комиссии – Неделько Елена Вячеславовна – начальник Управления культуры администрации Кировского муниципального района  Ленинградской области;

Секретарь комиссии – Габринастова Евгения Валентиновна – главный специалист – ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кировского муниципального района Ленинградской области;

Члены комиссии:

Бойко Сергей Анатольевич – директор МБОУ дополнительного образования детей «Кировская детско-юношеская спортивная школа» (по согласованию);

Бурочкина Светлана Ивановна – и.о. заместитель главного врача ГБУЗ Ленинградской области «Кировская межрайонная больница» по детству и родовспоможению (по согласованию);

Белокурова Ольга Алексеевна – руководитель филиала ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» филиал в Кировском районе (по согласованию);

Дробинко Валентина Владимировна – заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции  и по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Кировскому району Ленинградской области – начальник отделения по делам несовершеннолетних (по согласованию);

Краснова Елена Афанасьевна - председатель Комитета образования администрации Кировского муниципального района Ленинградской области;

Михайлова Динара Мидхатовна – педагог - психолог МКУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» ( по согласованию);

Малачев Рустам Кадилович- старший инспектор ОДН ЛПП на ст.Кириши СПб ЛУ МВД России на транспорте (по согласованию);

Новиков Алексей Анатольевич – инспектор группы охраны общественного порядка ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области (по согласованию);

Никулин Александр Владимирович - председатель совета Кировского местного отделения Ленинградского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (по согласованию);

Потапова Анастасия Дмитриевна -  директор Кировского филиала ГКУ «Центр занятости Ленинградской области» (по согласованию);

Царькова Людмила Сергеевна - начальник отдела по делам молодежи, физической культуре и спорту  администрации Кировского муниципального района  Ленинградской области;

Царицын Алексей Алексеевич - депутат совета депутатов МО «Кировск» Кировского муниципального района ЛО ( по согласованию);

Чабан Ксения Дмитриевна - инспектор по пропаганде ОГИБДД ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области  (по согласованию);

Шахова Светлана Юрьевна - заместитель  директора ЛОГАУ «Кировский комплексный  центр социального обслуживания населения» (по согласованию).

На заседаниях КДН и ЗП рассматриваются материалы (дела):

по заявлению несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;

- по собственной инициативе;

по представлению органов внутренних дел, прокуратуры в отношении совершивших общественно опасные деяния несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

переданные на рассмотрение в комиссии в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях;

по ходатайству работодателей;

на основании приговоров, постановлений, определений суда, органов и учреждений уголовно - исполнительной системы;

- по сообщению граждан.

          В соответствии с постановлением от 31.01.2018 г. года №1 комиссии по делам несовершеннолетних  и защите их прав администрации  Кировского муниципального района Ленинградской области «О проведении комплексной профилактической операции «Подросток» на территории Кировского муниципального района Ленинградской области в 2018 году» на территории  района  проводится ежегодная профилактическая операция, которая проводится  в шесть этапов:

- с 1 марта по 15 марта «Контингент»

- с 1 апреля по 30 апреля «Семья»

- с 1 июня по 30 августа «Лето»

- с 1 сентября по 30 сентября «Всеобуч»

- с 15 октября по 31 октября «Досуг»

- с 1 декабря по 20 декабря «Допинг»

В проведении каждого этапа комплексной профилактической  операции участвуют все службы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кировского муниципального района Ленинградской области; Комитет образования администрации Кировского муниципального района Ленинградской области; Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области; Управление по опеке и попечительству администрации Кировского муниципального района Ленинградской области; ОМВД России по Кировскому району Ленинградской области; ГБУЗ «Кировская межрайонная больница»; Управление культуры администрации Кировского муниципального района Ленинградской области; Отдел по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Кировского муниципального района Ленинградской области; ГКУ ЛО « Кировский центр занятости населения».

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 796 от 5.08.2015г. «Об утверждении правил приятия комиссией и делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имеющих судимость, к педагогической деятельности, предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско- юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения». Граждане, имеющие судимость и желающие работать в вышеперечисленных сферах деятельности должны обратиться в КДН и ЗП администрации Кировского муниципального района Ленинградской области.


 

Тот факт, что новое поколение детей — это дети высоких технологий, «с кнопкой на пальце», живущие в виртуальном пространстве, и ориентирующиеся в любых гаджетах как рыба в воде, уже никого не удивляет. Это вынуждены признать родители и педагоги. Тем не менее существует некий конфликт поколений. Выросшие на других ценностях взрослые пытаются вмешаться в процесс, запретить детям жить в интернете, ограничивать использование ими гаджетов. Порой делают это неумело и агрессивно, тем самым расширяя стену непонимания, и взращивая в ребенке еще большее желание замкнуться в своем мире.

Давайте уже признаем, что у любого естественного процесса нет четкого разделения на «хорошее» или «плохое». Во всем есть свои плюсы и минусы. Наши дети действительно видят мир по-другому. Мир цифровых технологий сделал их иными, и лучшее, что мы можем предпринять в этом случае — дать им возможность самореализации, использовать их сильные стороны во благо и попытаться сохранить их доверие, ни в коем случае не теряя с ними близкую связь. Нам следует порадоваться позитивным результатам их развития и подумать как минимизировать пробелы такого нового восприятия мира нашего детьми. Давайте рассмотрим, в чем наши дети (внуки) в хорошем смысле другие:

  • они быстро включаются в интересующую их информацию умеют с ней отлично работать;
  • быстрее развиваются, поскольку мыслительные процессы происходят на больших скоростях;
  • могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки);
  • они уважительно относятся к личному пространству других людей, поскольку сами быстро выстраивают свой внутренний мир и обладают потребностью защитить его;
  • они не агрессивны, поскольку избегают конфликтов, ссор и противоречий, от конфликтных ситуаций легко снова погружаются в свои мир, не копя обиды;
  • они не выносят все скучное, обладают развитым чувством юмора;
  • это тихие дети (если они в сети дома, то они в безопасности и скорее всего ничего не натворят). За детьми нашего поколения нужен был всегда «глаз да глаз».

Минусы:

  • неумение сконцентрироваться, неусидчивость и нетерпеливость. Так называемое «клиповое мышление» выражается в том, что в их информационном потоке преобладают быстро сменяющиеся картинки. Поэтому им тяжело сосредоточиться на длинных текстах. Они не смогут по достоинству оценить литературный слог, их не впечатляют длинные витиеватые лирические отступления, какими наслаждалось наше поколение;
  • плохое запоминание. Какой смысл запоминать, если всегда можно «загуглить» (найти в сети), зачем считать в уме — если всегда под рукой калькулятор?
  • закрытость, склонность к аутизации приводит к дефициту коммуникативных навыков. Легко вступая в контакт в сети с незнакомыми людьми, в плане «живого» общения проявляют несостоятельность, восприятие живых людей может быть искаженным;
  • инфантилизм. Они легко преодолевают все препятствия в виртуальной игре, в реальной жизни не смогут выбраться из сложной жизненной (бытовой) ситуации. Без гаджета в руках они бывают абсолютно беспомощны.

Современное образование «безнадежно устарело», так говорят сами учителя, столкнувшиеся с проблемой обучения нынешнего юного поколения. Все, что работало раньше: передача знаний из уст в уста, пересказ, заучивание стихов или отрывков наизусть произведений – уже не работает. Да и сами учителя в отдельных случаях перестали быть авторитетом для учеников, поэтому в образовательной сфере очень остро стоит вопрос: как учить наших детей? И он остается открытым. Из небольшого по времени опыта взаимодействия с поколением next, педагоги выделили несколько параметров для успешного обучения:

  • оснащенность классов современными гаджетами;
  • электронные книги и пособия вместо учебников;
  • сложные темы лучше подавать в виде презентаций с наглядными картинками — образами и минимумом текста;
  • тестовые задания должны быть в форме компьютерной игры (например, квеста);
  • введение системы коучинга, как предмета, чтобы дети учились правильно ставить цели и достигать их;
  • вместо обычной «уравниловки» необходимо использовать индивидуальный подход к каждому ученику;
  • создание здоровой конкуренции среди учащихся и хорошей мотивации;
  • необходимо регулярное привлечение в школы и другие учебные заведения людей, достигших успеха в той или иной области;
  • ввести в практику занятия на сплочение команды и принятие совместных решений.

В ноябре 2017 года активистами Общероссийского народного фронта проводился опрос среди более 1,3 тыс. школьников из 81 региона. Оказалось, что четверо из десяти школьников чувствуют себя одинокими, даже общаясь в социальных сетях.

В соцсетях для подростка важны возможности общения, признания личностных качеств, проявления самостоятельности в суждениях, самоутверждения. Однако, несмотря на активность в блогах и на форумах, 42% детей признались, что чувствуют себя одинокими. Это значит, что им не хватает живого позитивного общения со сверстниками и взрослыми, которое давало бы ощущение равноправного деятельного присутствия в социуме

15% опрошенных детей сообщили, что им не хватает общения со взрослыми, с которыми можно было бы обсудить свои проблемы, 19% респондентов пожаловались на недостаток уважительного и объективного отношения со стороны учителей и сверстников. 26% опрошенных ребят сообщили, что хотели бы общаться с успешными и интересными людьми, которых бы пригласила школа.

Чувство одиночества возникает тогда, когда рядом с ребенком в важные для него моменты жизни не оказывается взрослого, готового выслушать и поддержать. И в первую очередь это касается родителей. Нам нужно научиться транслировать ребенку внутрисемейные ценности, это поможет снять проблему одиночества и ненужности. Школа со своей стороны также должна выступать помощником. Если ребенок любит учителя, видит защиту с его стороны и понимает, что развивается, то это, безусловно, делает его ближе к взрослым. Сегодня у школьников есть различные возможности для социализации, включая участие в молодежных проектах, общественных советах и движениях. Важно, чтобы школы использовали эти возможности и создавали условия для самовыражения ребенка, чтобы он мог раскрыться исключительно исходя из своих потребностей, в том числе потребности в общении

Эксперты ОНФ считают, что одной из ведущих форм социализации школьников может стать волонтерская деятельность. Около 15% детей сами хотели бы организовать кружки и дополнительные занятия для других детей. Помощь ветеранам, детям, попавшим в трудную ситуацию, участие в организации общешкольных, городских мероприятий помогает в реальном трудовом процессе сформировать ценностные ориентиры, активную жизненную позицию, учиться работать в команде. По данным опроса, такой деятельностью занимаются 26% подростков.

А что могут сделать родители, пока общественные организации и школы только начинают активизироваться в этом направлении? Общаться постоянно, по дороге в школу, на прогулке. Организовывать совместные походы, поездки, праздники. Важна связь поколений, общение с бабушками и дедушками, с младшими братишками, сестренками. Необходимо научить ребенка самым необходимым в жизни навыкам — наводить порядок, ухаживать за своими вещами, готовить, шить, мастерить. Научить созидать и творить, делать что-либо своими руками. Заведите домашних питомцев. Уход и забота о братьях меньших сделает вашего ребенка ответственным и человечным. Главное — давать и развивать то, чего лишает его жизнь в интернете. Тепло, любовь, живое общение не заменят никакие гаджеты.


Травля (жарг. буллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

 

 

Дети так жестоки, что перед ними пасуют даже учителя. Школьная травля, бессмысленная и беспощадная, всегда была, есть и будет.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в соцсетях.

4 ноября 2018 года в СМИ появились сведения об издевательствах со стороны сверстников над 14-летней ученицей школы во Всеволожском районе Ленобласти. На видео девушку били по лицу, заставляют извиняться, вставать на колени перед другой девочкой.

По указанию руководства Следкома РФ по Ленобласти организовано проведение доследственной проверки указанного сообщения о преступлении.

Как часто встречается травля?

30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек. Из них пятая часть приходится на насилие в школе.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии.

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других. Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы.

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки.

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Дело в том, что учителя, как правило, не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью не отличается. И если даёт ответ, то попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников.

Весь класс и учителя — это свидетели. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14).

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля — это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика — решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив или к другому учителю может исправить ситуацию.