ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ 25 ЛЕТ
11 июня 2009
Вода всегда играла огромную роль в жизни человека. Жизнь, труд, отдых многих миллионов людей из поколения в поколение были неразрывно связаны с водой. Освоение водных пространств человеком никогда не обходилось без жертв. Вода не прощает даже малейшей невнимательности, она становится опасной для людей, не знающих ее свойств и особенностей. Немало несчастий приносит вода жителям побережий, затапливаемых при наводнениях и паводках. Трагедии, несчастные случаи на воде, обусловили необходимость оказания помощи, терпящим бедствие и как результат привели к появлению и развитию спасательного дела. Идея создания спасательных станций на пожертвования частных лиц возникла в России у кронштадтских моряков. Иначе и быть не могло. Быстрое увеличение количества судов, их интенсивная эксплуатация повлекли за собой резкий рост числа кораблекрушений. Так, например, только в Белом море в 1867 г. утонуло 75 кораблей. Нередко моряки тонули на глазах жителей побережий и те ничем не могли помочь. У них не было спасательных средств. Не было организованной спасательной службы на морях и внутренних водоемах Российской империи. В таких условиях призыв капитана 1 ранга А.В. Фрейгана, появившийся на страницах «Кронштадтского вестника», собирать пожертвования на создание морских спасательных станций, был встречен русской общественностью благожелательно. Уже к началу 1870 года было собрано на эти цели более 60 тысяч рублей. Это послужило толчком к созданию организации, которая бы занималась вопросами налаживания дела спасания на морях . 3 июля 1871 года император Александр 2 одобрил Устав «Общества подаяния помощи при кораблекрушениях», а само общество было принято под покровительство императрицей Марией Федоровной. Устав определял, что Общество будет создаваться не как массовая общественная организация, а как благотворительная. Членами Общества могли быть только лица, вносящие ежегодно 5 и более рублей или единовременно 100 и более рублей. Лица, вносящие ежегодно от 1 до 5 рублей, становились членами-соревнователями (без права решающего голоса на общем собрании). Почетными членами Общества, которые практически контролировали его деятельность, стали члены императорской семьи, высшее духовенство, светская знать, делающая крупные пожертвования. Активно начинания Общества поддерживала прогрессивно настроенная русская интеллигенция. Через 27 лет в России уже насчитывалось 1405 окружных и местных правлений Общества. Окружные правления руководили работой спасательных станций, маячных огней, располагали избами на Белом море для приюта спасающихся от крушений, крейсерскими наблюдательными ботами. Вскоре общество стало заниматься и вопросами предупреждения несчастных случаев на воде. Оно добилось решений правительства о строительстве дополнительных маяков, введения предупредительных сигналов о надвигающейся непогоде, обязательного оснащения судов спасательными средствами. Общество добилось распоряжения Священного Синода о колокольном звоне церквей, расположенных на морских берегах, во время тумана для предотвращения кораблекрушений. Уже к началу 20 века Общество спасло жизнь 11019 человек и предотвратило 931 крушение судов. Революция 1917 года прекратила существование Общества, как и многих других общественных организаций. Однако, осознавая важность обеспечения безопасности на воде, Советская власть вынуждена была восстановить в 1925 г. организацию как Общество спасания на водах (ОСНАВ). В 1931 г. ОСНАВ был переименован в Союз обществ содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях СССР (Союз ОСВОД). Уже в 1933г. Союз ОСВОД имел 154 спасательные станции, из которых 117 работали круглый год, около 500 спасательных постов. В рядах Союза ОСВОД насчитывалось полмиллиона человек. Деятельность ОСВОД убедила руководство страны в необходимости создания также структуры, наделенной государственными санкциями для обеспечения безопасности на водных объектах. Так появилось 16 июля 1982 г. Постановление № 667 Совета Министров СССР, утвердившее типовое положение о государственной инспекции по маломерным судам. 15 июня 1984 г. во исполнение вышеуказанного, Совет Министров другим постановление № 259 постановил образовать Государственную инспекцию по маломерным судам и подчинить ее Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. Этот день и считается датой образования ГИМС России. С 1992 г. ГИМС находилась в ведении Министерства природных ресурсов. В подчинение МЧС РФ ГИМС была передана 6 февраля 2004 года. В настоящее время в России эксплуатируется более миллиона маломерных судов (катеров, парусных судов, моторных и гребных лодок, водных мотоциклов). Большинство этих судов принадлежит гражданам и предназначено для отдыха, прогулок и туризма, любительской рыбалки и охоты. Часть маломерных судов используется для производственных и коммерческих целей – перевозки людей и грузов, промысла биоресурсов, проката. Эту деятельность судовладельцы могут осуществлять, имея лицензию. Различные государственные органы и организации, выполняющие контрольные, надзорные и другие специальные функции имеют патрульные, спасательные, гидрографические, водолазные суда, катера и моторные лодки. Подавляющее большинство указанных судов находится под контролем Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. За 25 летний период своей деятельности Государственная инспекция по маломерным судам превратилась в эффективный инструмент обеспечения безопасности и правопорядка на водных объектах Российской Федерации. В состав территориальных подразделений ГИМС МЧС России, расположенных на территории Ленинградской области, входят 6 отделений государственной инспекции по маломерным судам и 7 участков Центра государственной инспекции по маломерным судам. Основными задачами ГИМС являются: охрана жизни на воде; осуществление регистрации и учета, надзора за маломерными судами и базами для их стоянок и их использованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; проведение техосмотра судов и технического освидетельствования баз; аттестация судоводителей и выдача удостоверений на право управления маломерным судном. Кировское отделение Центра ГИМС – одно из 13 подразделений Государственной инспекции по маломерным судам в Ленинградской области. Благодаря руководству города Шлиссельбурга, инспекция имеет хорошие условия для своей работы в административном здании по адресу ул. Жука, д. 5. Коллектив отделения насчитывает 8 человек. Средний возраст сотрудников 35,5 лет. Десять лет отделением руководит один из лучших сотрудников Центра ГИМС МЧС России по Ленинградской области старший госинспектор ГИМС Юрий Юрьевич Одиноков. Его профессионализм отмечен медалями, нагрудными знаками МЧC, ВОСВОД, званием «Лучший инспектор ГИМС по спасанию на водных объектах Ленинградской области» в 2006, 2007, 2008 гг. Отделение из года в год добивается хороших результатов в контрольно- надзорной деятельности. В прошлом году коллектив отделения занял второе место в Центре ГИМС, уступив только своим коллегам из Выборга. В 2009 году отделение работает также ровно и слаженно: выполнен план мероприятий операции «Зимняя рыбалка»; на 50% выполнены контрольные цифры по регистрации маломерных судов, проведению техосмотров; полностью к эксплуатации приняты базы-стоянки для маломерных судов. У отделения сложились хорошие рабочие контакты со СМИ Кировского района - газетами «Невский исток», «Ладога», «ПРОтрадное»; региональными телеканалами «Пятый», «Вести - Санкт - Петербург». Это способствует оперативности в проведении профилактической работы. За последние два года значительно выросли ряды Кировской районной организации ВОСВОД, что дает хорошую надежду на сотрудничество и взаимодействие. А значит, будет больше порядка на воде. Накануне юбилея Государственной инспекции по маломерным судам, хочется пожелать коллегам терпения, здоровья, семейного благополучия и успехов в работе.
Леонид Одиноков, госинспектор Кировского отделения
Центра ГИМС МСЧ