ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ

   Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Законодательство и нормативные документы:

Федеральное законодательство:

- Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция от 25.11.2013) Глава 20. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД ДЕТЬМИ Глава 21. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ.
- Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 14.11.2013)Часть 1, раздел 1, подраздел: лица, глава 3. граждане (физические лица), ст.31-40.
- Федеральный закон  «Об опеке и попечительстве» от № 48 от 24.04.2008 (принят ГД ФС РФ 11.04.2008) (действующая редакция от 02.07.2013).           
-Постановление правительства РФ от  18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (действующая редакция от 02.07.2013).    
 
Областное законодательство: 
 
-Областной закон «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» от 28 июля 2005 года № 65-оз (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 28 июня 2005 года) (действующая редакция от 15.03.2013 ).                
-Областной закон «О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области  по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» от 17 июня 2011 года № 47-оз (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 31 мая 2011 года) (действующая редакция от 15.03.2013 ) .   
-Областной закон от 15 марта 2013 №15-оз «О внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты   Ленинградской области  в сфере  опеки и попечительства» (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 20 февраля 2013 года) (действующая редакция от 15.03.2013).
 
Категории граждан:
 
   Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", а также статьей 146  Семейного  Кодекса.
   Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.
   При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.
 
Подготовка заключения о возможности гражданина быть приемным родителем:
 
   Гражданин, выразивший желание стать опекуном на возмездных условиях (по договору о приемной семе), представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
а) заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление); 
б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);
в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости или факта уголовного преследования за преступления, предусмотренные пунктом 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации;
д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке); 
ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;
з) утратил силу (санитарное заключение)
и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации;
к) автобиография;
л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
 
Документы, предусмотренные подпунктами "б" - "г" пункта 4 настоящих Правил, принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом "д", - в течение 6 месяцев со дня его выдачи.
 
*Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов, на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.
   Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения.
   На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного.
* Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
 
Категории детей передаваемых в семьи:
 
   Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 Семейного Кодекса РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
 
пункт 1 статьи 121 Семейного Кодекса РФ:
Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
   На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей. 
   Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.
 
Права и обязанности:
 
   Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:
а) получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;
б) обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:
а) познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
б) ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;
в) подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.
 
   Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором. 
   Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка
1.Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка возникают в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
2. Если иное не установлено федеральным законом, родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя.
3. Любые действия (бездействие) по осуществлению опеки или попечительства опекуном или попечителем ребенка могут быть обжалованы родителями или другими родственниками либо усыновителями ребенка в орган опеки и попечительства.
Орган опеки и попечительства вправе обязать опекуна или попечителя устранить нарушения прав и законных интересов ребенка либо его родителей или других родственников либо усыновителей. В случае если опекун или попечитель не подчиняется решению органа опеки и попечительства, родители или другие родственники либо усыновители ребенка вправе обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов ребенка и (или) своих прав и законных интересов. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.
4. Опекун или попечитель вправе требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка.
5. Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.
6. Опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.
Опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 Семейного  Кодекса.
Опекун или попечитель имеет право выбора образовательной организации, формы получения ребенком образования и формы его обучения с учетом мнения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком общего образования.
7. Имущественные права и обязанности опекуна или попечителя определяются гражданским законодательством, а также Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
8. Надзор за деятельностью опекунов или попечителей несовершеннолетних граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
 
Денежные выплаты, причитающиеся ребенку:
 
При передаче ребенка оставшегося без попечения родителей на воспитание в семью граждан выплачивается единовременное пособие.
Размер выплаты в 2013 году: 13 087 руб.61 коп.
 
  На содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря и оборудования за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей.
    Размер денежных средств, ежемесячно выплачиваемых на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), устанавливается исходя из натуральных норм на питание, приобретение одежды, мягкого инвентаря и оборудование, утвержденных Правительством Ленинградской области.
 
   Размер ежемесячной выплаты на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье на 2013 год в Ленинградской области составляет:
Дошкольный возраст-5 891 руб.
Школьный  возраст-7 546 руб.
 
Оплата труда законных представителей:
 
   Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Размер ежемесячного  вознаграждения, причитающегося приемным родителям в Ленинградской области в 2013 году составляет: 
-при наличии единственного родителя (при отсутствии второго родителя) 10 000 руб. на одного ребенка воспитывающегося в приемной семье,
- каждому родителю (при наличии двух родителей) 5 000 руб. на одного ребенка воспитывающегося в приемной семье.
 
Дополнительные меры социальной поддержки:
 
*Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей имеют право на полное государственное обеспечение (бесплатное питание, бесплатный комплект одежды и обуви, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обслуживание или возмещение их полной стоимости до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях).
*Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение
*Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования бесплатно.
*Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
*Обучающиеся, воспитанники государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утвержденным Правительством Ленинградской области, а также единовременным денежным пособием в размере не менее двух минимальных размеров оплаты труда.
*Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств <<областного>> бюджета Ленинградской <<области>> или местных бюджетов в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности - на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы в порядке, установленном Правительством Ленинградской <<области>>.
*Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.
*Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
*Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
*Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных организациях профессионального образования, на военной службе по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях, а также на период пребывания у опекунов (попечителей), в приемных семьях освобождаются:   
- от платы за пользование жилым помещением (плата за наем); 
- от платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию к текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;   
- от платы за коммунальные услуги; 
- от платы за определение технического состояния и оценку стоимости жилого помещения в случае передачи его в собственность.
     Компенсация расходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, производится за счет средств областного бюджета Ленинградской области.
*Орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, обеспечивает проведение текущего ремонта жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или предоставленных им по договору социального найма и признанных в порядке, установленном Правительством Ленинградской области, нуждающимися в проведении ремонта, при заселении в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях Ленинградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или нахождения на воспитании в семье.
*Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
*Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с областным законом Ленинградской области от 18 апреля 2012 года N 29-оз "О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области".
 
Контроль и сопровождение семей:
 
    В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - проверки).

   Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

 
 
 
 
 
 
 
           

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС77-73336 от 24 июля 2018
Учредитель: Администрация Кировского муниципального района Ленинградской области

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"

При использовании материалов сайта, ссылка на kirovsk-reg.ru обязательна

Администрация Кировского муниципального района Ленинградской области использует cookie (файлы сданными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"