ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЕ ШЛЮЗЫ В ДЕЙСТВИИ
29 мая 2009
В минувшую субботу - 23 мая - в 19-00 Музей истории города Шлиссельбурга затеял представить своим посетителям мультимедийную часть экскурсии «Шлюзы и каналы». Проще говоря, - наглядно показать схему работы шлюзов Староладожского и Малоневского каналов.
Жаль, экскурсоводы не оживят фотографии Прокудина-Горского, не откроют шлюзы… Хотя как сказать! Проект архитектора Евгении Тарасовой – презентация – собственно, и есть пример мысли оживления шлюзов.
А пока посмотрим собственно историю объекта…
«Первое упоминание о судоходном шлюзе встречается в 1253 г. Первый камерный шлюз построен в Италии, вблизи Милана, в 1439 г. Но эти единичные случаи, по-видимому, были впоследствии забыты, так как изобретение камерного шлюза приписывают знаменитому голландскому инженеру Симону Стивину, описавшему его в 1618 г., а некоторые считают изобретателем Леонардо да Винчи, построившего в 1509 г. камерный Ш. на канале Сан-Христофора близ Милана» (из энциклопедии Брокгауза и Ефрона).
А вот что узнали гости музея из презентации:
Судоходство по Староладожскому каналу было открыто в 1730 году, он вошел в состав Вышневолоцкого пути, а затем, через 80 лет, в знаменитую Мариинскую водную систему, ныне называемую Волго-Балтийский водный путь. Учитывая переменный уровень воды в Ладоге, в 1834 году реконструировали устье канала: под руководством Пётра Петровича (Пьера Доминика) Базена поставили шлюзы, для сохранения в канале воды.
Шлюзы были несовершенны, и, в конце концов, через 100 лет эксплуатации, из-за необыкновенной засухи 1826 года, встал вопрос углубления Ладожского канала. Были организованы изыскания, составлено несколько проектов, но осуществить их не удалось: ни один подрядчик не брался выполнить работы по углублению русла канала, так как вести их во время навигации было невозможно, не прекратив судоходства, а в условиях зимних морозов и весенней распутицы производство земляных работ без какой-либо механизации представляло большие трудности, преодолеть которые подрядчики не надеялись. Староладожский канал обмелел, заилился и уже больше не «подходил по формату» к остальным звеньям вовсю эксплуатируемой Мариинской водной системы. 1 сентября 1866 года открыли канал без шлюзов, вырытый с учетом ошибок и ближе к берегу Ладоги. Новый канал получил название Новоладожский. Отсутствие шлюзов существенно облегчало эксплуатацию судов, исключая их задержки при шлюзовании. Чтобы увеличить пропускную способность Петровского канала, построили гранитный шлюз на четыре камеры и отвели дополнительную нитку с двухкамерным шлюзом в правую протоку Невы: Малоневский канал. Судоходство по Староладожскому каналу продолжалось менее интенсивно, и было завершено только к 1940 году.
Музей истории города Шлиссельбурга продолжает традицию арт-проектов в актуальном жанре p2p и эстетизации профанного. Приходите – узнаете, что музей имеет в виду.
Евгений ШТАЙН