Природоохранная прокуратура разъясняет

Природоохранная прокуратура разъясняет

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие действия которых возникает более 80 % лесных пожаров.

В соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

- использовать открытый огонь в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных

от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой,

а также под кронами деревьев;

- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло; выполнять работы с открытым огнем на торфяниках; применять при охоте пыжи

из горючих или тлеющих материалов;

- выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м.;

- оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы в не предусмотренных специально для этого местах; заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;

- засорение леса отходами производства и потребления.

Аналогичные запреты установлены Правилами противопожарного режима

в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.

В соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность:

- уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ) – максимальный штраф до 3 млн. руб. либо лишение свободы на срок до 10 лет;

- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ) – максимальный штраф до 1 млн. руб.;

- нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) – максимальный штраф до 1 млн. руб., административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.


В условиях активного вовлечения природных ресурсов в оборот снижается их доступность для общего пользования. Так, в настоящее время довольно распространена практика ограничения доступа населения к береговым полосам и водным объектам со стороны лиц, использующих примыкающие к водоемам земельные участки.

В статье 6 Водного кодекса Российской Федерации закреплена общедоступность пользования водными объектами общего пользования (каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования  и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ, другими федеральными законами) и береговой полосой водных объектов общего пользования (каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств).

Названная статья определяет водные объекты общего пользования (общедоступные водные объекты) как поверхностные водные объекты,  находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 5 или 20 м (в зависимости от характеристик водного объекта).

 Федеральным законом от 21.10.2013 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена  административная ответственность за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

 Вышеуказанным законом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 8.12.1 «Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе».

Нарушение указанной нормы влечет наложение административного штрафа

до трехсот тысяч рублей  или административное приостановление деятельности на срок до девяноста  суток.

 

 


 

   По данным комитета по природным ресурсам Ленинградской области, 90 % территории  Ленинградской области покрыто лесами.

   В результате анализа ситуации пожароопасного периода в 2015 году, установлено, что в прошедшем году выявлено 224 факта возникновения лесных пожаров, на территории общей площадью 84,22 га (АППГ 504 факта  на площади 594,83).

   С приходом сухой весенней погоды 2016 года в Ленинградской области начались неконтролируемые палы травы. За истекший период текущего года уже зафиксированы поджоги травы на территории Гатчинского, Всеволожского, Кировского районов Ленинградской области.

   В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 14.05.2014 № 182 «Об утверждении Перечня населенных пунктов Ленинградской области, подверженных угрозе лесных пожаров и начале пожароопасного периода», на территории Ленинградской области расположено 254 населенных пункта, подверженных угрозе лесных пожаров, а также 89 садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, 13 объектов экономики и критически важных объектов и 26 детских оздоровительных лагеря.

   Учитывая, что земли сельскохозяйственного назначения, используемые сельхозоргациями для выпаса скота, заготовки кормов, а гражданами для ведения личного подсобного хозяйства и граничат с землями лесного фонда, вопрос предотвращения палов травы и соблюдения правил пожарной безопасности является одним из наиболее актуальных.

   Согласно статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возлагается обязанность осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования противопожарных и иных правил, нормативов.

   В соответствии с частью 1 статьи 52 и частью 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности, в том числе предупреждение лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Так, Приказом МЧС России от 26.01.2016 №26 утвержден Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса.

   В соответствии с Порядком использование открытого огня должно осуществляться в специальных местах, оборудованных с соблюдением требований настоящего Приказа  к:

- месту использования открытого огня;

- емкости, в которой допускается его использование;

- расстоянию до близлежайших объектов (зданий, сооружений построек, открытого склада, скирды, деревьев, лесов, кустарников);

- очистке территорий вокруг места использования открытого огня;

- обеспеспечению средствами пожаротушения для локализации и ликвидации горения, средством связи для вызова подразделений пожарной охраны.

   Специальные требования установлены для случаев использования открытого огня и разведения костров для приготовления пищи в специальных несгораемых емкостях на садовых земельных участках, относящихся к землям сельхозназначения, случаев выполнения работ по уничтожению сухой травянистой растительности, стерни, погнивших остатков и иных горючих отходов, организации массовых мероприятий с использованием открытого огня.

   Указано, что в течение всего периода использования открытого огня до прекращения процесса тления должен осуществляться контроль за нераспространением  горения (тления) за пределы очаговой зоны.

   Кроме того, приведен перечень случаев, в которых использованием открытого огня запрещается. После открытого огня место очага горения должно быть засыпано землей (песком) или залит водой до полного прекращения горения (тления).

   В приложении к Приказу приведена таблица соотношения минимально допустимого радиуса зоны очистки от места сжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других  горючих материалов в месте  использования открытого огня над уровня земли.

 


 

Природоохранная прокуратура информирует   

 

   Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой по информации, предоставленной Федеральным агентством водных ресурсов - Невско-Ладожского бассейнового водного Управления по Ленинградской области, в феврале-марте 2016 года проведена проверка соблюдения водного законодательства в деятельности организаций, допускающих превышение нормативов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

  Установлено, что за 4 квартал 2015 года 18 организаций, зарегистрированных и расположенных на территории Ленинградской области допускают указанные нарушения.

  Так например, АО «Северсталь-СМЦ-Всеволожск» поверхностно-ливневые сточные воды сбрасываются в водный объект с превышением установленных нормативов по физико-химическим показателям: взвешенные вещества, азот аммонийный, железо, БПК полный, нефтепродукты, что является нарушением ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ.

    Аналогичные нарушения выявлены при осуществлении деятельности предприятий: ООО «Складской комплекс «Стиль», ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург Северное ЛПУМГ Ленинградской области», ЗАО «Алерс Рус»,

   ЗАО «Астрос Логистик Центр», ООО «Промгражданстрой», ООО «Катерпиллар Тосно», ООО «МДМ-Печать», ПАО «Бумажная фабрика «Коммунар», АО «ЛСР.Железобетон-Северо-Запад», ООО «Промэнерго»,  ООО «Европейский серный терминал», Филиал ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга», база отдыха «Уют», ООО Лесплитинвест», ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург Пикалевское ЛПУМГ Ленобласти», ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург Волховское ЛПУМГ Ленобласти», ООО «Совхоз Восточный», ООО Алютех СПБ.

    В связи с изложенным, природоохранной прокуратурой директорам указанных организаций внесены представления об устранении нарушений водного законодательства, по результатам рассмотрения которых требования прокурора удовлетворены, 22 лица привлечено к дисциплинарной ответственности.

   С целью исключения попадания в водные объекты загрязняющих веществ, предприятиями были проведены работы по очистке ливневых канализаций, отстойников, большая часть из организаций произвела замену фильтрационного оборудования.

 

 


 

Природоохранная прокуратура разъясняет

 

Согласно статьи 16 федерального закона  от 10.01.2002 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

До 01 января 2016 года порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие  на окружающую среду», а именно: не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом  признавался календарный квартал.

На основании Федерального закона от  21.07.2014 №219 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2016 плата вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 –ФЗ «Об охране окружающей среды».

Таким образом, согласно разъяснениям, данным в письме Росприроднадзора от 04.12.2015 № АС-06-01-36/21588 «О сроке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», внесение платы за IV квартал 2015 г. осуществляется до 1 марта 2016 г. и далее в порядке и сроки, предусмотренные ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В случае несоблюдения вышеуказанных требований законодательства юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере от трех до шести тысяч рублей и от пятидесяти до ста тысяч рублей соответственно.

 


 

Природоохранная прокуратура разъясняет

 

   Постановлением Правительства РФ от 10.11.2015 № 1213 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях.

   Использование открытого огня и разведение костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса допустимы только в случае соблюдения требований пожарной безопасности.

   Также запрещено выжигать сухую травянистую растительность, разводить костры, сжигать хворост, порубочные остатки и горючие материалы, а также оставлять сухостойные деревья и кустарники в полосах отвода автомобильных дорог, полосах отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов.

   В соответствии со ст.8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах, заключающееся в выжигании хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

   Внесенные изменения вступают в силу с 20.11.2015.


О ДТП с участием диких животных

На дорогах Ленинградской области нередки случаи ДТП с участием диких животных, когда в результате наездов на них транспортных средств погибают лоси, косули и другие животные.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Таким образом, в результате ДТП с участием диких животных имущественный вред причиняется владельцу собственности - Российской Федерации.

Согласно ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «Осоответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948, ущерб от гибели лося составляет 40 000 рублей.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены указанным Законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по возмещению ущерба, причиненного животному миру в результате ДТП, возлагается на страховую организацию, с которой владельцем транспортного средства заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС77-73336 от 24 июля 2018
Учредитель: Администрация Кировского муниципального района Ленинградской области

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"

При использовании материалов сайта, ссылка на kirovsk-reg.ru обязательна

Администрация Кировского муниципального района Ленинградской области использует cookie (файлы сданными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Вы можете запретить обработку cookie в настройка браузера.

Продолжая пользование сайтом, Вы даете свое согласие на работу с cookie. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-Ф3 "О персональных данных"